19.10.2023
8 884

Генетики обнаружили, кто «вымыл» неандертальские гены из европейцев

4.7

Авторы нового исследования утверждают, что различия в ДНК европейцев и жителей Восточной Азии появились благодаря миграциям первых земледельцев.

охотники собиратели и земледельцы
Ранние земледельцы мигрировали по Европе и скрещивались с охотниками-собирателями / © Midjourney / Автор: Сергей Данилов

Все люди, предки которых вышли из Африки, имеют в своем геноме некоторое количество ДНК неандертальцев — близких родственников и соперников Homo sapiens. Но вот у европейцев ее значительно меньше, чем у населения Восточной Азии.

На первый взгляд, это очень странно: ведь основные стоянки неандертальцев находятся в Европе, а в Азии их несравнимо меньше, и все они — не восточнее Алтая. Ученые пытались объяснить такие различия местом скрещивания двух видов и последующими путями расселения групп метисов. Теперь палеогенетики предложили новое объяснение.

В журнале Science Advances опубликована работа, авторы которой заявили, что причина кроется в миграции ранних земледельцев. Чтобы проследить историю непростых взаимоотношений человека и неандертальца, исследователи изучили 4464 ранее прочитанных генома древних и современных Homo sapiens. Самым древним образцам ДНК в исследовании — 40 тысяч лет.

распределение образцов ДНК
На карте показано, в каких местах были получены образцы древней ДНК /  © Claudio Quilodrán et al.

Ученые проанализировали долю неандертальской ДНК в зависимости от широты, долготы, времени и региона. В результате они обнаружили, что на ранних этапах развития (40 тысяч лет назад) доля ДНК неандертальцев у людей современного вида была выше в Европе, чем в Азии. Это соответствует картине, в которое ранние Homo sapiens выходили из Африки и встречались с Homo neanderthalensis на Ближнем Востоке и в Европе.

Уменьшение количества неандертальских генов у европейских людей произошло позже. Известно, что наши предки выходили из Африки неоднократно, в том числе и после 40 тысяч лет назад. По современным представлениям, примерно 10 тысяч лет назад с родного материка на Ближний Восток вышла группа Homo sapiens, которые потом стали первыми неолитическими земледельцами.

И скрещиваться с неандертальцами эти люди уже не могли, поскольку предыдущие мигранты истребили родственников-соперников. Авторы новой работы сравнили геномы первых земледельцев с геномами современных им охотников-собирателей, происходивших из предыдущих волн миграции.

У охотников-собирателей доля неандертальской ДНК оказалась значительно выше, чем у земледельцев. На основании этих данных исследователи пришли к следующим выводам. По их мнению, земледельцы мигрировали по Европе и Западной Азии и скрещивались там с охотниками-собирателями. И таким образом «вымывали» неандертальскую ДНК из генома своих потомков.

изменение ДНК
На схеме видно, как миграции земледельцев с Ближнего Востока в Европу «вымывали» неандертальские гены / © Claudio Quilodrán et al.

В Восточной Азии ничего подобного не происходило. Мигранты, вышедшие из Африки 10 тысяч лет назад, далеко на восток не пошли, ограничившись Ближним Востоком и Европой. Земледельцами Восточной Азии стали местные жители — из тех Homo sapiens с большой долей ДНК неандертальцев, что пришли туда раньше. И разбавить их геном было некем.

Впервые ДНК Homo neanderthalensis прочитали 13 лет назад. Почти тогда же стало понятно, какова доля этой ДНК в геноме современных людей. С тех пор постоянно возникали и возникают вопросы о смешении генов Homo sapiens и неандертальца.

Предыдущие исследования показали, что наличие неандертальских генов не привело к каким-либо серьезным преимуществам или недостаткам для выживания людей, поэтому естественный отбор, скорее всего, не стал причиной того, что в одних популяциях этих генов больше, чем в других. Предположения о том, что гены неандертальцев как-то помогли выходцам из Африки адаптироваться к холодным пространствам Евразии, позднее опровергли.

Существует гипотеза, что жители Восточной Азии скрещивались с другими популяциями неандертальцев в пока неизвестных нам местах, например в Индии или Иране. Это также могло бы объяснить, почему неандертальских генов у азиатов и индейцев больше, чем у европейцев. Но убедительных доказательств у этого предположения пока нет.