25.05.2015
Редакция Naked Science
6 876

Как появились птицы?

3.5

Как появились птицы? От динозавров, археоптерикса или от терапод?

Попугай Ара

«Во-первых, выяснилось, что археоптерикс был совсем не одинок», – пишет в своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы» известный биолог, популяризатор науки Александр Марков. Палеонтологи обнаружили множество видов, близких к археоптериксу, то есть обладающих признаками как динозавров, так и птиц. Этих созданий назвали энанциорнисами («противоптицами»), чтобы подчеркнуть, что они, возможно, не имеют прямого отношения к существующим ныне пернатым. «Орнитизация, или «оптичивание», шла многими параллельными путями, и какая именно из «переходных форм» дала начало современным птицам, не так-то просто понять», – продолжает автор.

Археоптерикс / ©Flickr

Ученые до сих пор сомневаются, что археоптерикс и его сородичи (энанциорнисы) являются прямыми предками современных птиц. Хотя первый и приобрел ряд птичьих признаков, дальнейшего «оптичивания» за ним не наблюдается. Зато в большом количестве были найдены всевозможные наследники хищных динозавров, которые по признакам близки к энанциорнисам или каким-то другим птицеподобным животным.

Перья не сразу стали атрибутом полета. Первые перья, по-видимому, служили для термоизоляции и напоминали современный птичий пух. Позже они пригодились для привлечения противоположного пола. И только потом могли служить для планирования с ветки на ветку, ускорения бега и, наконец, полета.

Кроме всего прочего несколько лет назад китайские палеонтологи откопали гигантского птицеподобного динозавра (названного гигантораптором), который, по-видимому, умел летать (учитывая длину его перьев, служивших для планирования). Останки откопанного чудовища свидетельствовали, что оно имело 8 м в длину и 3,5 м в высоту, но поскольку, как установили ученые, умерло на 11-м году жизни, могло вырасти до значительно более крупных размеров. Гигантораптор проживал на территории Китая в позднемеловой период между 89,3 и 65,5 млн лет назад.

Александр Марков: «Как заметил российский палеонтолог Е.Н. Курочкин, у археоптерикса на сегодняшний день не осталось ни одного «птичьего» признака, который не был бы найден у тех или иных динозавров».

Ранее к этим признакам относились перья, крючковидные отростки на ребрах и вилочка (сросшиеся ключицы). Между тем многие из тех признаков, что есть у современных (веерохвостых) птиц, но отсутствуют у динозавров, не найдены ни у археоптерикса, ни у его сородичей.

«Археоптерикс и его родня – энанциорнисы, – несомненно, произошли от динозавров, – продолжает Марков. – Однако, по мнению Е.Н. Курочкина, это была тупиковая ветвь, вымершая в конце мелового периода вместе с динозаврами и не оставившая потомков».

Курочкин полагает, что предков современных птиц следует искать в более давних временах. Есть вероятность, что птицы происходят не от пернатых динозавров и не от археоптерикса и энанциорнисов, а от более ранних пресмыкающихся – текодонтов, которые жили в позднем триасе. Более того, не исключено даже, что текодонты и были предками как динозавров, так и птиц. То есть вполне может быть, что птицы не произошли напрямую от динозавров, как принято считать, а были их близкими родственниками – параллельной ветвью, произошедшей от текодонтов. Возможно, птичья линия, если она шла от текодонтов, изначально не была успешной и стала активно развиваться лишь после того, как вымерла тупиковая, но доминировавшая в ту эпоху ветвь энанциорнисов. Тогда-то птицы и заняли освободившуюся экологическую нишу.

Самым подходящим предком птиц среди текодонтов на сегодняшний день является животное под названием протоавис, жившее в позднем триасе. Хотя протоавис вовсе не умел летать и спокойно передвигался по земле, у этого животного были обнаружены важнейшие признаки птиц, которых нет ни у археоптерикса, ни у энанциорнисов, ни у других пернатых ящеров.

Несмотря на это, большинство западных исследователей данную точку зрения не разделяют и все-таки считают птиц прямыми потомками энанциорнисов и подобных им животных.