Определена принадлежность окаменелого отпечатка древнего пера — Naked Science
30.09.2020

Определена принадлежность окаменелого отпечатка древнего пера

4.5

Международная группа ученых провела масштабные исследования знаменитого древнего пера, обнаруженного еще в 1861 году в Баварии. Выяснилось, что оно принадлежит археоптериксу. Специалисты также показали из какой части тела животного это перо выпало и какого оно было цвета.

Реконструкция археоптерикса / ©coolwallpapers.me

Работа опубликована в Scientific Reports. В 1861 году в Баварии обнаружили уникальный окаменелый остаток древнейшего пера. Его нашли неподалеку от археоптерикса — вымершего животного юрского периода, занимающего промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами.

Считалось, что обладателем пера и был археоптерикс, но исследования ученых, опубликованные в феврале 2019 года, показали, что это не так. Согласно их выводам, перо могло принадлежать другому виду.

Окаменелость пера археоптерикса / ©phys.org
Место, откуда выпало перо / ©phys.org

Однако последнее, более масштабное исследование международной группы специалистов «реабилитировало» перо: авторы работы определили, что оно все-таки принадлежало археоптериксу. Для этого они использовали специальный электронный микроскоп и сравнение с 13 окаменелыми скелетами животного (три из которых содержат отпечатки первичных кроющих перьев), а также с современными птицами.

В итоге удалось подтвердить, что перо выпало из левого крыла археоптерикса (место установили точно, благодаря скелетам археоптериксов). Также были обнаружены меланосомы — микроскопические пигментные структуры, на основе которых ученые выяснили и цвет пера: матово-черный, а не черно-белый, как утверждалось до этого.