21.08.2023
Юлия Трепалина
1 538

Жир спас кости и кровь астронавтов после космических полетов

4.9

После продолжительных полетов в космосе у астронавтов часто диагностируют малокровие и снижение костной массы. При падении костной массы на 20% и более человек подвергает свое выживание серьезному риску. Однако канадские врачи выяснили, что организм способен сам восполнить дефицит, используя запасы жира в костном мозге.

Сбор образцов крови для канадского проекта MARROW / © NASA / Автор: Visellia Orfius

Исследование специалистов из Оттавского университета и Научно-исследовательского института Оттавской больницы (Канада) опубликовал журнал Nature Communications. Это продолжение предыдущей работы, которая показала, что за время космических полетов в организме астронавтов разрушается на 54% больше эритроцитов, чем это было бы на Земле. В результате возникает то, что медики называют «‎космической»‎ анемией.

Новая работа, как и более ранняя, — часть экспериментального проекта MARROW, финансируемого Канадским космическим агентством. В нем врачи изучают, как пребывание в космосе влияет на здоровье костного мозга астронавтов и производимые им клетки крови.

С помощью МРТ-сканирования медики обследовали 14 астронавтов в разные моменты до и после их полугодовой командировки на Международную космическую станцию. Оказалось, спустя примерно месяц по возвращении на Землю количество жира в костном мозге астронавтов уменьшилось на 4,2%. Со временем показатели нормализовались. Процесс сопровождался увеличением выработки эритроцитов и восстановлением костной ткани.

«‎Мы считаем, что организм использует жир для восполнения красных кровяных телец и костной ткани, потерянных за время космического полета. <…> Поскольку эритроциты вырабатываются костным мозгом, а костные клетки окружают костный мозг, вполне логично, что организм будет использовать жир из костного мозга как источник энергии для производства эритроцитов и костной ткани»‎, — рассказал старший автор исследования, профессор и врач-реабилитолог Гай Трудель (Guy Trudel).

По словам доктора Труделя, в условиях невесомости в космосе анемия не представляет проблем, поскольку невесомость не дает серьезной физнагрузки на организм. Но по возвращении на Землю или в случае посадки на другие планеты и небесные тела, где есть гравитация, снижение количества эритроцитов скажется на энергичности, выносливости и силе астронавтов. Поскольку это может поставить миссию под угрозу, медики считают важным разобраться в механизме «‎космической» анемии, чтобы разработать меры профилактики и лечения.

Ученые планируют продолжить исследования в различных клинических условиях и надеются, что их открытия помогут людям восстанавливаться после неподвижности как в космосе, так и на Земле. Кроме того, доктор Трудель отметил, что работа может пролить свет на заболевания, в которых прослеживается связь с увеличением количества жира в костном мозге. Среди них — остеопороз, метаболический синдром и рак.