• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
21.08.2023, 18:05
Александр Березин
12
7,3 тыс

«Роскосмос» объяснил, почему погибла «Луна-25»

❋ 6.8

По словам руководителя госкорпорации, авария случилась из-за слишком долгой работы двигателя. В норме подобное происходит при программных ошибках, хотя другие версии пока тоже трудно исключать. Более общей причиной проблем с аппаратом Юрий Борисов назвал ту, о которой Naked Science подробно писал ранее.

© Wikimedia Commons / Автор: Caristania Fabricius

Девятнадцатого августа 2023 года, в третьем часу дня по московскому времени, «Роскосмос» потерял связь с «Луной-25» — вскоре после того, как она произвела второе торможение на окололунной орбите. Теперь глава госкорпорации Юрий Борисов назвал более конкретные причины гибели автоматической межпланетной станции.

«К сожалению, отключение двигателя произошло не штатно, в соответствии с циклограммой, а по временной отсечке, и вместо запланированных 84 секунд он отработал 127 секунд. Это явилось основной причиной аварии аппарата… А вот что привело к этому — придется детально разобраться. Я уверен, что мы получим все необходимые данные при работе аварийной комиссии. Она уже назначена и начала работу. Я думаю, что в самое ближайшее время мы получим необходимые результаты и безусловно учтем это при реализации следующих миссий», — сообщил он.

Отметим, что с учетом орбиты «Луны-25» такая «перегазовка» должна была означать быструю потерю скорости аппаратом в опасной близости поверхности спутника Земли.

Весь эксперимент, продолжил Борисов, проходил в зоне устойчивой радиосвязи, специалисты знали «все о положении корабля» (строго говоря, «Луна-25» АМС, а не космический корабль).

«Тем не менее в 14 часов 57 минут связь с аппаратом прекратилась. Попытки восстановить связь оказались неудачными. Предварительные баллистические расчеты показали, что за счет нештатной работы корректирующей двигательной установки аппарат перешел на незамкнутую лунную орбиту и, по сути дела, врезался в поверхность Луны», — добавил он.

Конкретные причины более длительной работы двигателя неясны. Такое часто случается из-за сбоев в программном обеспечении, хотя какие-то физические неисправности пока тоже сложно исключать. Окончательно ситуацию должна будет прояснить комиссия по расследованию инцидента.

Более общие причины случившейся аварии Борисов отнес к факторам, которые ранее кратко разбирал Naked Science.

«Ни в коем случае нельзя прерывать лунную программу. Это было бы самое неверное решение. Я думаю, что негативный опыт прерывания лунной программы почти на 50 лет, это и является основной причиной неудач. Нам приходится, по сути дела, по новой осваивать все технологии. Конечно, на новом технологическом уровне, но стопроцентных гарантий таких [новых] миссий никогда никто не дает. Я могу привести примеры, что за последние четыре года израильская, эмиратская, индийская миссия потерпели так же неудачи при посадке на Луну».

Юрий Борисов, глава «Роскосмоса»

В то же время Борисов отметил, что полет дал России бесценный опыт. Он также констатировал, что стране однозначно нужно участвовать в лунной гонке. С учетом судьбы «Луны-25» — наглядной демонстрации проблем, которые несет неучастие в лунной программе — его тезисы трудно оспаривать. Полное интервью Юрия Борисова по этому вопросу можно увидеть здесь.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
1 декабря, 17:18
Unitsky String Technologies Inc.

Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.

1 декабря, 13:33
КАИ

В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».

1 декабря, 13:07
Александр Березин

Заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований РАН Игорь Митрофанов написал статью о необходимости воздерживаться от пилотируемых полетов на Марс. Вместо этого он предложил изучать Луну. Но часть причин, которыми Митрофанов мотивировал такой «лунный уклон», расходится с последними научными теориями о природе земного спутника.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

27 ноября, 11:05
Игорь Байдов

Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.

29 ноября, 12:42
Александр Березин

Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?

27 ноября, 20:20
Максим Абдулаев

Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.

8 ноября, 18:29
Адель Романова

По расчетам, большинство «гостей» из других звездных систем летят к Земле примерно со стороны созвездия Геркулес. Скорее всего, они время от времени падают на нашу планету, просто мы еще не научились это замечать. Как удалось вычислить, чаще всего они должны падать зимой и где-то в окрестностях экватора.

[miniorange_social_login]

Комментарии

12 Комментариев
Почему именно программёры. Успешные пуски Роскосмоса они же и обеспечивают.Работу ядерных зарядов в межконтинентальных ракетах тоже бюджетные программеры обеспечивают. Как и полёты этих ракет. Которые обеспечивает тоже бюджетная структура. Как и все вооружённые силы тоже со всеми видами авиации и ракет.
Программеры накосячили. Это же бюджетная контора, Роскосмос? Страшно подумать, кто и как там программирует..
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Вот это не совсем понятно баллистически: "Весь эксперимент, продолжил Борисов, проходил в зоне устойчивой радиосвязи, специалисты знали «все о положении корабля».Как-то не очень стыкуется. Импульс должен быть вне видимости с Земли.
    Насколько я понял, команду на импульс подают непосредственно перед заходом за обратную сторону Луны. Поэтому "весь эксперимент" точно не проходил в зоне устойчивой связи -- но вот сами 127 секунд работы движка должны были проходить именно там.
    +
      ещё комментарии
      Весь тормозной импульс должен делаться за диском Луны, это очевидно. Вне прямой радиовидимости с Земли. Команду на проведение импульса могут дать когда угодно до него при радиовидимости. В команде прописано, в какие моменты бортового времени должны проводиться подготовительные операции для запуска и сам запуск двигателя, с его выключением через заданное время работы. Получение команды бортом сопровождается подтверждением с борта.
Ну и правильно. Не даёшь гарантий - ничего не должен.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно