Обнаружена еще одна опасность космического полета — обратный ток крови — Naked Science
15 ноября

Обнаружена еще одна опасность космического полета — обратный ток крови

Длительное пребывание в космосе опасно нарушает кровоток в яремной вене, вызывая застойные явления, тромбы и даже течение в обратном направлении.

Томас Маршберн и Крис Хэдфилд используют аппарат УЗИ Ultrasound 2 на модуле МКС «Коламбус» / ©NASA

Условия космического полета не слишком подходят для нашего тела, и длительные пилотируемые экспедиции способны обернуться весьма серьезными проблемами со здоровьем. К самым опасным факторам космического пространства стоит отнести высокую радиацию и недостаточную гравитацию. Отсутствие нормальной силы тяжести нарушает распределение жидкостей в теле и влияет на кровоток. Новое исследование, проведенное на борту МКС, показало, что снабжение мозга кровью нарушается уже через пару месяцев полета. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале JAMA Network Open.

В работе американских ученых приняла участие и Ирина Алферова из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, руководящая группой медицинского обеспечения подмосковного ЦУПа. Наблюдения проводились на 11 космонавтах, которые пробыли на МКС в среднем около полугода. Перед полетом, на 50 и 150 день пребывания в космосе, а также через 40 дней после возвращения они проходили ультразвуковое исследование сосудов головы. У семи испытуемых обнаружились застойные явления, а то и вовсе — эпизодическое обратное течение крови во внутренней яремной вене.

Это крупнейший сосуд, выносящий кровь из черепа — от шеи, лица и, конечно, мозга. Более того, у одного космонавта во внутренней яремной вене сформировался тромб, а еще у одного он начал появляться по возвращении на Землю. Теоретически такое образование способно оторваться и попасть в легкие, приведя к тромбоэмболии их сосудов — опаснейшему состоянию, с которым на орбите лучше не встречаться.

«Это было очень неожиданно, — говорит глава группы исследователей Майкл Стенгер (Michael Stenger) из NASA. — Мы никак не думали увидеть остановку и реверсивное течение. Это совсем ненормально. На Земле при этом можно было бы ожидать широкой блокады (кровоснабжения мозга. — Прим. NS), или опухоли, или чего-то в этом роде». Ученые полагают, что нарушения кровотока во внутренней яремной вене могут стать еще одним серьезным вызовом для космической медицины и будущих длительных пилотируемых экспедиций.

Авторы отмечают, что улучшения кровотока у космонавтов можно добиться с помощью специальных систем для его стимуляции. Такие вакуумные «комбинезоны» (ПВК «Чибис») применяются на МКС для облегчения течения крови в нижних конечностях, но положительно сказываются на сосудах в других частях тела. Впрочем, для будущих длительных миссий этого явно недостаточно. Медикам еще предстоит оценить реальную опасность этой проблемы и найти эффективные средства ее решения до того, как люди отправятся на Марс и дальше.

Американская компания внедрила в свою обувь цифровые технологии.

15 ноября