21.08.2023
Игорь Байдов
11 889

Людей заразили паразитическими червями, чтобы защитить их от диабета

5.2

В Австралии завершились двухлетние медицинские испытания, во время которых людей с факторами риска развития диабета второго типа преднамеренно заражали анкилостомозом — подсаживали в организм кишечных червей. Потом ученые наблюдали, как паразиты повлияют на метаболические процессы в организме испытуемых.

Личинка анкилостомы под микроскопом
Личинка анкилостомы под микроскопом / © James Cook University / Автор: Артем Фомин

До недавнего времени было принято считать, что кишечные черви (гельминты) в организме — однозначно плохо и от них нужно как можно быстрее избавляться, поскольку они несут только вред здоровью. Однако в конце XX века в медицинской среде стали появляться гипотезы о том, что гельминты в небольших количествах могут принести и пользу. С тех пор исследователи проводят эксперименты с гельминтами с целью это проверить.

В 2007 году ученые выяснили, что если людям, страдающим рассеянным склерозом, подсадить в кишечник гельминтов, заболевание прогрессирует медленнее, чем у людей с точно таким же диагнозом, но без кишечных червей.

Другое исследование, проведенное в 2015 году, показало, что женщинам из индейского племени чимане, проживающего в Боливии, аскариды (Ascaris lumbricoides) помогают легче зачать ребенка, чем тем, кто это делает без помощи кишечных червей. Еще одно исследование позволило выявить, что гельминты могут помочь справиться с воспалительными заболеваниями кишечника, включая такие тяжелые, как язвенный колит.

Теперь о результатах своего двухлетнего двойного слепого исследования на людях объявила группа ученых из Университета Джеймса Кука (Австралия). В эксперименте использовали червей-паразитов анкилостом Нового Света (Ancylostoma Necator americanus), выращенных в лаборатории. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Стоит отметить, что хотя анкилостомы откладывают яйца в кишечнике хозяина, личинки из них внутри организма не вылупляются: они безопасны для человека и выходят наружу вместе с калом. Заражение происходит вне тела — личинками, которые вылупляются из яиц, попавших в почву.

В эксперименте участвовали 40 человек в возрасте от 27 до 50 лет, у которых наблюдались признаки метаболических заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, и высокий фактор риска развития диабета второго типа.

Всех испытуемых рандомно разделили на три группы. Первой группе (14 людям) в кишечник подсадили 20 личинок Necator americanus, второй — 40 (13 человек), третья получила плацебо (13). Ни ученые, ни пациент не знали, к какой группе относится испытуемый (двойное слепое исследование). За здоровьем участников эксперимента наблюдали на протяжении двух лет.

Почему ученые использовали именно анкилостом? Результаты предыдущих опытов на животных показали, что эти паразиты запускают в организме хозяина противовоспалительную реакцию — делают они это, чтобы выжить.

«Конечно, не все анкилостомы одинаковые, и, как и бактерии, они могут быть опасны для человека, особенно когда их в организме много. Но если использовать небольшое количество этих паразитов, они могут принести пользу здоровью», — объяснил Дорис Пирс из Австралийского института тропической медицины и здоровья.

Necator americanus под микроскопом
Necator americanus под микроскопом. На снимке показаны ее крошечные «крючки», которыми она цепляется за стенку кишечника / © James Cook University

Перед началом эксперимента и по его окончании у всех испытуемых взяли венозную кровь для оценки инсулинорезистентности (HOMA-IR). Этот анализ определяет чувствительность тканей организма к действию инсулина — проще говоря, риск развития сахарного диабета. В крови определяют уровни инсулина и глюкозы и по специальным формулам рассчитывают индекс HOMA-IR. В норме индекс не превышает 2,7 (как для мужчин, так и для женщин).

Результаты исследования показали:

— у испытуемых, которым подсадили 20 личинок анкилостом, индекс НОМА-IR снизился с 3,0 до 1,8;

— у тех, кому подсадили 40 личинок, индекс упал незначительно: с 2,4 до 2;

— у участников эксперимента, получивших плацебо, индекс НОМА-IR стал выше нормы, вырос с 2,2 до 2,9.

«Пониженные значения HOMA-IR говорят, что у людей с высоким фактором риска развития диабета второго типа после подсадки паразитов снизилась резистентность к инсулину, а значит, упал этот самый риск», — отметил Пирс.

Кроме того, у людей, получивших «дозу» кишечных червей, поднялся уровень цитокинов — молекул, играющих важную роль в запуске иммунных реакций. Помимо этого, зараженные испытуемые отмечали позитивные изменения в настроении и в целом чувствовали себя более здоровыми, чем те, кто принимал плацебо.

«Наш эксперимент подтвердил гипотезу о том, что заражение небольшим количеством живых анкилостом безопасно для здоровья и, по-видимому, оказывает благотворное влияние на метаболические процессы в организме человека. Мы надеемся, что наше дело будет продолжено, и другие ученые проведут более масштабные клинические испытания», — заключил Пирс.

Возможно, сравнительно спокойная реакция организма людей на заражение небольшим количеством анкилостом может быть обусловлена тем, что на родине нашего вида, в Африке, это стабильно присутствующий паразит. Согласно ряду оценок, им постоянно инфицировано не менее 50% местного населения. Причем, в отличие от большинства гельминтов, анкилостомам не требуется животное-переносчик, поэтому они легко распространяются и среди охотников-собирателей, в то время как большинство гельминтов более типично для земледельцев.

Разумеется, для лечебных целей заражение даже такими гельминтами, к которым наш вид адаптировался за долгую историю, не слишком разумно: при пониженном иммунитете и большой паразитной нагрузке анкилостомы могут наносить большой вред организму.

Австралийские ученые в дальнейшим планируют разработать таблетки «на основе полезных свойств кишечных червей». Это лекарство позволит получать терапевтический эффект без введения паразитов в организм.