08.11.2022
Ольга И.

Употребление колбасы, конфет и сухих завтраков связали с преждевременной смертью

5.3

Ученые из Бразилии пришли к выводу, что частое употребление в пищу ультраобработанных продуктов (УП), к которым относятся колбасы, сухие завтраки, печенье, чипсы, фруктовые соки и многие другие пищевые изделия с долгим сроком хранения, способно провоцировать преждевременную смертность.

Сухие завтраки / ©Getty images / Автор: Владимир Богданов

К ультраобработанным относятся многие привычные нам продукты. Помимо вышеперечисленного, это восстановленная мясная продукция, промышленный хлеб, лимонады, консервированные супы, замороженная пицца, магазинные хот-доги, пончики, конфеты и прочее.

Все они представляют собой составы веществ, полученных из промышленных продуктов (трансжиров, сахара, крахмала, белковых изолятов), которые содержат мало или не содержат вовсе цельных пищевых ингредиентов и часто снабжены ударной дозой ароматизаторов, красителей, эмульгаторов и прочих добавок.

Ученые из Университета Сан-Паулу и других научных организаций Бразилии заявили, что исследований, в которых бы изучалась связь между употреблением всех таких продуктов и преждевременной смертностью, немного. Они решили исправить этот недочет и провели работу, результаты которой представили в American Journal of Preventive Medicine.

Чтобы оценить исходное потребление ультраобработанных продуктов по полу и возрастным группам, ученые смоделировали данные национальных репрезентативных обследований рациона питания в Бразилии за 2017-2018 годы и демографическую информацию о смертности за 2019-й. Выяснилось, что во всех возрастных группах и у обоих полов употребление УП варьировалось от 13 до 21 процента от общего потребления пищи.

Кроме того, ученые установили, что в 2019-м преждевременно скончались 541 160 человек в возрасте от 30 до 69 лет. Из них 261 061 смерть была вызвана предотвратимыми заболеваниями неинфекционной природы. Моделирование показало, что около 57 тысячи таких смертей можно отнести к последствию употребления ультрапастеризованных продуктов, что соответствует 10,5 процента всех преждевременных смертей (в возрасте от 30 до 69 лет) и 21,8 процента смертей от предотвратимых неинфекционных заболеваний.

Исследователи предполагают, что в странах с высоким уровнем доходов населения, например в Великобритании, Канаде и США, эти показатели будут еще выше. Кроме того, ученые подсчитали, что сокращение потребления УП на 10-50 процентов может предотвратить от 5900 до 29 300 случаев преждевременной смерти в Бразилии ежегодно.

Почему ультрапастеризованные продукты так опасны? Ответ на этот вопрос довольно прост: ученые связывают их употребление с развитием таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, сахарный диабет, некоторые виды рака и других.