Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 ноября
Анна Новиковская

Любовь матери к жирной пище может привести к иммунодефициту у ребенка

6.5

Хотя давно известно, что питание матери во время беременности сильно влияет на развивающийся плод, до сих пор никто не исследовал, зависит ли от неправильного питания развитие иммунной системы ребенка, определяющей его будущую устойчивость к болезням. Теперь, использовав в качестве моделей макак-резусов, ученые пришли к выводу, что обилие жиров в питании матери подавляет развитие иммунных клеток. Впоследствии это может привести к иммунодефициту у ребенка.

Картошка фри и так не особо полезна, но во время беременности от нее лучше вообще отказаться / © Rob Mattingley

У матерей с ожирением повышен риск инфекции и воспалительных реакций у потомства, однако точные механизмы влияния повышенного содержания жиров в диете на развитие эмбриона пока не ясны. В частности, на этот раз ученые заинтересовались влиянием так называемой западной диеты, которая предусматривает обилие животных продуктов, жареной и соленой пищи, на гемопоэз ребенка, то есть развитие у него клеток крови и иммунитета.

На поздних сроках беременности костный мозг ребенка становится центром развития клеток его крови, где путем дифференцировки из клеток-предшественников образуются макрофаги и B-лимфоциты — одни из главных «игроков» нашего иммунитета. Чтобы изучить влияние диеты матери на развитие этих клеток, исследователи из Орегонского национального исследовательского центра приматов (США) изучили гемопоэз у эмбрионов макак-резусов, чьи матери получали пищу либо с высоким, либо с низким содержанием жиров.

Результаты оказались тревожными: у макак-резусов, чьи матери питались в «западном» стиле, наблюдались серьезные нарушения в развитии клеток иммунитета: в придачу к воспалительной реакции среди клеток-предшественников исследователи обнаружили сниженную активность образующихся макрофагов и B-лимфоцитов. Все это могло привести к серьезным проблемам с иммунитетом у родившихся детенышей, вплоть до иммунодефицита.

Поскольку исследование проводили на небольшой выборке (четыре и девять макак, получавших жирное и нежирное питание), ученые не смогли отследить другие, более слабые воздействия материнской диеты на здоровье развивающегося плода. К тому же поскольку для достижения целей исследования эмбрионов пришлось умертвить, ученые не смогли оценить влияние жирной диеты на здоровье родившихся детенышей: для этого потребуются дополнительные исследования.

Подобные исследования не только расширяют знания о тонкостях взаимодействия организмов матери и плода, но и подчеркивают важность правильного питания для беременных женщин, которые не хотят обеспечить своим детям проблемы со здоровьем. Картошка фри, свиные сардельки или мороженое могут быть вкусными, но во время беременности все же лучше ограничить их потребление.

Исследование опубликовано в журнале Stem Cell Reports.