Ученые рассказали о разнице в работе иммунной системы при первой и последующих беременностях — Naked Science

Во время беременности в организме женщины накапливаются специфичные для плода клетки, поэтому матери запоминают своих детей иммунологически.

Беременная женщина

Среди важнейших задач, которые стремятся решить медики, — предотвращение выкидышей, исключение мертворождаемости и избежание других сопутствующих беременности осложнений, включая преждевременные роды. Авторы новой работы, опубликованной в журнале Cell, занимались поиском ответов на основные вопросы, касающиеся беременности и, в частности, иммунологических нарушений, связанных с вынашиванием ребенка.

«Мы не понимаем на клеточном и молекулярном уровне, что вызывает выкидыш или преждевременные роды, главным образом потому, что не знаем, как нормально работает беременность», — уверен Синг Синг Уэй, сотрудник Медицинского центра детской больницы Цинциннати, ведущий автор исследования.

По словам врачей, иммунная система женщины во время беременности меняется. Происходит это для того, чтобы предотвратить отторжение плода организмом и соблюсти хрупкий иммунологический баланс. Увы, подобное равновесие порой не соблюдается — в силу воздействия окружающей среды или физиологических изменений. В итоге это приводит к осложнениям и в некоторых случаях к потере ребенка.

«Первая и последующие беременности работают совершенно по-разному, и понимание этих различий может привести к улучшению методов лечения, нацеленных на уникальные, индивидуальные для каждой женщины, иммунологические нарушения, возникающие при первой и более поздних беременностях», — сказал Уэй, подчеркнув, что состояние иммунитета, способствующее здоровой первой беременности, не то же самое, которое будет благоприятствовать последующим беременностям.

«Беременность требует физиологического воздействия и часто повторного воздействия чужеродных аллоантигенов (они вызывают одинаковый иммунный ответ у генетически различающихся особей одного вида. — Прим. ред.) плода. Последствия беременности сильно различаются, что свидетельствует как о аллоиммунизации, так и о фенотипах расширенной толерантности. Мы показали, что беременность стимулирует накопление специфичных для плода материнских CD8 + T-клеток и их сохранение в качестве активированного «пула памяти» после родов. Цитолиз и потенциал для сильной вторичной экспансии возникают при повторном обнаружении антигена в не репродуктивном контексте. Для сравнения, функциональное истощение CD8 + Т-клеток, связанное с повышением экспрессии PD-1 и LAG-3, происходит при повторной стимуляции фетального антигена во время последующей беременности», — рассказывается в исследовании.

Хрупкий физиологический баланс, который должна соблюдать иммунная система матери, чтобы предотвратить отторжение плода организмом / © Cincinnati Children’s

Говоря проще, в организме будущей мамы накапливаются специфичные для плода CD8 + T-клетки, поэтому женщины «помнят» своих детей иммунологически, ведь эти клетки сохраняют активную память и после родов.

Экспрессия мембранных белков надсемейства иммуноглобулинов PD-1 и LAG-3 так называемыми T-клетками памяти (вид Т-лимфоцитов, которые сохраняют информацию о ранее действовавших антигенах и формируют вторичный иммунный ответ, при этом он происходит быстрее, чем первичный) напоминает клеткам, что они снова должны быть толерантными к развивающемуся плоду. Однако молекулярные нарушения, нейтрализующие экспрессию этих белков, активизируют при этом материнские CD8 + Т-клетки, и провоцируют выкидыш — это происходит выборочно и не при первой беременности.

В предыдущих исследованиях было показано, что овощная диета до зачатия снижает риск преждевременных родов, а новый метод тестирования позволил определить генетические отклонения плода в утробе матери по ДНК одиночной клетки.

Необычные эксперименты показали, что подключение легких к кровеносной системе животного позволяет не только поддерживать жизнеспособность донорских органов, но и восстанавливает их функции.