• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.08.2022
Алиса Гаджиева
6 208

Дендрохронологи опознали погибшее китобойное судно

4.3

Ученые утверждают, что у берегов Патагонии нашли давно потерянный китобой, построенный в середине XIX века в Новой Англии.

Деревянные части судно вынесло приливом, а в более глубокой воде подводные археологи нашли котлы и остатки печи для выварки китового жира / ©PROAS-INAPL / Автор: Ольга Кузьмина

Около 15 лет назад морские археологи из Национального института антропологии и латиноамериканских исследований Аргентины обнаружили на берегу залива Гольфо-Нуэво остатки деревянного корабля. Залив находится на юге Патагонии, не в самых гостеприимных местах. До 1865 года на его берегах вообще никто не жил — лишь иногда туда заходили китобойные суда, так как это одна из немногих удобных естественных гаваней на юге континента.

В начале XXI века в результате смещения отложений в приливно-отливных водах недалеко от города Пуэрто-Мадрин на поверхность грунта в приливной зоне вынесло остатки деревянного судна.

На картах показано расположения залива Гольфо-Нуэво и города Пуэрто-Мадрин. На спутниковом снимке отмечены места находок частей затонувшего судна / ©Ignacio Mundo et al.

От корабля остались только части шпангоутов и обшивки корпуса. Археолог Кристиан Мюррей (Cristian Murray) определил, что корабль построили в XIX веке, в основном из дуба и сосны из Северного полушария. Но из каких пород и европейского или североамериканского происхождения, выяснить не удалось.

Чуть позже рядом с затонувшим судном нашли два железных котла и остатки кирпичей. Это позволило предположить, что на судне вываривали китовый жир (ворвань) — то есть, скорее всего, это был китобой. Поиски в реестрах морского страхования Ллойда показали, что в интересующий период где-то у берегов Аргентины пропало китобойное судно «Дельфин».

Но никаких доказательств того, что в Гольфо-Нуэво нашли именно его, у археологов не было. Тогда они обратились к истории судна.

Его построили в 1850 году в Род-Айленде, на восточном побережье США. Новая Англия была крупным игроком в мировой китобойной торговле с середины 1770-х по 1850-е годы. Масло, добываемое из ворвани, использовали для освещения и смазки, а из китовой кости делали многие мелкие предметы домашнего обихода, которые сегодня изготавливают из пластика.

Сотни кораблей бороздили отдаленные моря, часто совершая путешествия, длившиеся годами. Для строительства судов использовали местную древесину, дубы и сосны, выросшие в Новой Англии. Обычно деревья валили в холодную погоду примерно за год до постройки судна. Для строительства «Дельфина» должны были взять стволы, срубленные между концом 1849-го и февралем 1850 года. Китобой длиной около 34 метров и массой 325 тонн спустили на воду 16 ноября 1850-го.

В результате для исследования остатков судна археологи пригласили дендрохронолога Игнасио Мундо (Ignacio Mundo). Совместная работа аргентинских и американских исследователей опубликована в журнале Dendrochronologia.

Обработка образца дерева: a) фотография до получения образца, b) анализ во влажных условиях после подготовки поперечного сечения, c) отполированный образец после постепенной сушки и шлифовки все более мелкой наждачной бумагой / ©Ignacio Mundo et al.

Мундо настаивал, что единственный способ получить пригодные для анализа образцы древесины — вырезать бензопилой пару десятков поперечных срезов ребер и настила и высушить их. Археологов это привело в ужас, но поняв, что другого выхода нет, они сдались и выбрали места, где, по их мнению, будет нанесен наименьший ущерб.

После обработки образцов в своей лаборатории Мундо обратился к Эду Куку (Ed Cook), основателю Лаборатории древесных колец Ламонт-Доэрти и пионеру дендроархеологии — науки о точном определении возраста и происхождения старых деревянных конструкций. Кук проанализировал множество старых зданий на северо-востоке Соединенных Штатов Америки и различные деревянные предметы, в которых были видны древесные кольца.

В его базе данных собраны образцы колец примерно с 30 тысяч деревьев многих видов по всему континенту более чем за две тысячи лет. Меняющийся уровень осадков создает тонкие ежегодные изменения в ширине колец, что позволяет исследователям проследить климат прошлого, установить точные годы прорастания и роста деревьев, а в случае со старыми деревянными строениями — определить, где и когда деревья спилили.

Дендрохронологи выяснили, что шпангоуты судна были сделаны из белого дуба (Quercus alba), который растет на северо-востоке США. Доски обшивки, по их мнению, изготовлены из желтой сосны (она же — сосна Жеффрея, Pinus jeffreyi), которая когда-то произрастала на юго-востоке Штатов.

Деревянные крепления, удерживающие все вместе, сделаны из устойчивой к гниению робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia), распространенной во многих восточных штатах. Древесные кольца показали, что дубы срубили в 1849 году, это в точности совпадает со временем постройки «Дельфина».

По мнению археологов, абсолютным доказательством того, что погибшее судно — именно китобой «Дельфин», — по-прежнему можно считать только находки уникальных предметов. Однако дендрохронологи полагают, что их данные вполне надежны и можно уверенно говорить о подтверждении имени утонувшего корабля.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 17:11
Елизавета Александрова

Одна из самых первых галактик во Вселенной оказалась совсем не тем, что ученые ожидали увидеть всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва.

Позавчера, 13:52
Полина Меньшова

Внимание тесно связано с воспоминаниями: мы фокусируемся на том, что как-то связано с информацией из долговременной памяти. Однако, как выяснили ученые из Канады и США, эта связь сложнее, чем принято было считать, и иногда не помогает, а мешает сконцентрироваться.

Вчера, 14:56
Полина Меньшова

Ожидания влияют на то, как человек интерпретирует происходящие события и в целом воспринимает окружающий мир. Международная команда ученых проанализировала эту закономерность с помощью острого соуса.

5 октября
Любовь

Международная исследовательская группа совместно с биологами из Университета Мэриленда (США) обнаружила у геккона токи (Gekko gecko) способность воспринимать низкочастотные вибрации с помощью саккула — органа во внутреннем ухе, который, как считалось ранее, отвечает исключительно за равновесие и ориентацию в пространстве.

Позавчера, 13:52
Полина Меньшова

Внимание тесно связано с воспоминаниями: мы фокусируемся на том, что как-то связано с информацией из долговременной памяти. Однако, как выяснили ученые из Канады и США, эта связь сложнее, чем принято было считать, и иногда не помогает, а мешает сконцентрироваться.

4 октября
КНЦ РАН

В Мурманской области не добывают золото: его месторождений здесь пока не нашли. Впрочем, сообщения о находках этого металла датируются еще XVIII веком. Геологам также известны в Кольском регионе рудопроявления золота — минеральные тела, содержащее драгоценный металл в ассоциации с другими минералами, характерными для промышленных руд, но в таком количестве, что при нынешнем развитии экономики и технологий добывать его нерентабельно. Чтобы обнаружить в Кольском Заполярье месторождения золота, необходимы новые исследования. Ученые Геологического института Кольского научного центра провели их и узнали о природе местных рудопроявлений.

25 сентября
Татьяна

Марс не всегда был холодным и сухим, как сейчас. Все больше фактов говорит о том, что миллиарды лет назад там текли водные потоки. А значит, была плотная атмосфера, создающая парниковый эффект и поддерживающая воду в жидком состоянии. Примерно 3,5 миллиарда лет назад вода исчезла, газовая оболочка существенно поредела. Почему? Ответ буквально лежит на поверхности, выяснили американские геологи.

11 сентября
Андрей

Французские исследователи проанализировали тысячи спутниковых снимков поверхности Антарктиды и выяснили, что почти весь континент покрывают продольные дюны — такой рельеф часто встречается на спутнике Сатурна Титане. Ученые также узнали, какие ветры формируют антарктические дюны, и нашли противоречие, раскрывающее детали климата на континенте.

17 сентября
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры из Белоруссии разработали альтернативный маршрут для более быстрой, безопасной и доступной перевозки грузов по сравнению с использованием Северного морского пути (СМП). Проект предусматривает организацию высокоскоростных грузопассажирских перевозок, в том числе транзитных, что станет альтернативой другим видам транспорта, в первую очередь авиации, за счет высокой скорости передвижения и уровня комфорта.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно