• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.08.2022
Алиса Гаджиева
6 216

Дендрохронологи опознали погибшее китобойное судно

4.3

Ученые утверждают, что у берегов Патагонии нашли давно потерянный китобой, построенный в середине XIX века в Новой Англии.

Деревянные части судно вынесло приливом, а в более глубокой воде подводные археологи нашли котлы и остатки печи для выварки китового жира / ©PROAS-INAPL / Автор: Ольга Кузьмина

Около 15 лет назад морские археологи из Национального института антропологии и латиноамериканских исследований Аргентины обнаружили на берегу залива Гольфо-Нуэво остатки деревянного корабля. Залив находится на юге Патагонии, не в самых гостеприимных местах. До 1865 года на его берегах вообще никто не жил — лишь иногда туда заходили китобойные суда, так как это одна из немногих удобных естественных гаваней на юге континента.

В начале XXI века в результате смещения отложений в приливно-отливных водах недалеко от города Пуэрто-Мадрин на поверхность грунта в приливной зоне вынесло остатки деревянного судна.

На картах показано расположения залива Гольфо-Нуэво и города Пуэрто-Мадрин. На спутниковом снимке отмечены места находок частей затонувшего судна / ©Ignacio Mundo et al.

От корабля остались только части шпангоутов и обшивки корпуса. Археолог Кристиан Мюррей (Cristian Murray) определил, что корабль построили в XIX веке, в основном из дуба и сосны из Северного полушария. Но из каких пород и европейского или североамериканского происхождения, выяснить не удалось.

Чуть позже рядом с затонувшим судном нашли два железных котла и остатки кирпичей. Это позволило предположить, что на судне вываривали китовый жир (ворвань) — то есть, скорее всего, это был китобой. Поиски в реестрах морского страхования Ллойда показали, что в интересующий период где-то у берегов Аргентины пропало китобойное судно «Дельфин».

Но никаких доказательств того, что в Гольфо-Нуэво нашли именно его, у археологов не было. Тогда они обратились к истории судна.

Его построили в 1850 году в Род-Айленде, на восточном побережье США. Новая Англия была крупным игроком в мировой китобойной торговле с середины 1770-х по 1850-е годы. Масло, добываемое из ворвани, использовали для освещения и смазки, а из китовой кости делали многие мелкие предметы домашнего обихода, которые сегодня изготавливают из пластика.

Сотни кораблей бороздили отдаленные моря, часто совершая путешествия, длившиеся годами. Для строительства судов использовали местную древесину, дубы и сосны, выросшие в Новой Англии. Обычно деревья валили в холодную погоду примерно за год до постройки судна. Для строительства «Дельфина» должны были взять стволы, срубленные между концом 1849-го и февралем 1850 года. Китобой длиной около 34 метров и массой 325 тонн спустили на воду 16 ноября 1850-го.

В результате для исследования остатков судна археологи пригласили дендрохронолога Игнасио Мундо (Ignacio Mundo). Совместная работа аргентинских и американских исследователей опубликована в журнале Dendrochronologia.

Обработка образца дерева: a) фотография до получения образца, b) анализ во влажных условиях после подготовки поперечного сечения, c) отполированный образец после постепенной сушки и шлифовки все более мелкой наждачной бумагой / ©Ignacio Mundo et al.

Мундо настаивал, что единственный способ получить пригодные для анализа образцы древесины — вырезать бензопилой пару десятков поперечных срезов ребер и настила и высушить их. Археологов это привело в ужас, но поняв, что другого выхода нет, они сдались и выбрали места, где, по их мнению, будет нанесен наименьший ущерб.

После обработки образцов в своей лаборатории Мундо обратился к Эду Куку (Ed Cook), основателю Лаборатории древесных колец Ламонт-Доэрти и пионеру дендроархеологии — науки о точном определении возраста и происхождения старых деревянных конструкций. Кук проанализировал множество старых зданий на северо-востоке Соединенных Штатов Америки и различные деревянные предметы, в которых были видны древесные кольца.

В его базе данных собраны образцы колец примерно с 30 тысяч деревьев многих видов по всему континенту более чем за две тысячи лет. Меняющийся уровень осадков создает тонкие ежегодные изменения в ширине колец, что позволяет исследователям проследить климат прошлого, установить точные годы прорастания и роста деревьев, а в случае со старыми деревянными строениями — определить, где и когда деревья спилили.

Дендрохронологи выяснили, что шпангоуты судна были сделаны из белого дуба (Quercus alba), который растет на северо-востоке США. Доски обшивки, по их мнению, изготовлены из желтой сосны (она же — сосна Жеффрея, Pinus jeffreyi), которая когда-то произрастала на юго-востоке Штатов.

Деревянные крепления, удерживающие все вместе, сделаны из устойчивой к гниению робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia), распространенной во многих восточных штатах. Древесные кольца показали, что дубы срубили в 1849 году, это в точности совпадает со временем постройки «Дельфина».

По мнению археологов, абсолютным доказательством того, что погибшее судно — именно китобой «Дельфин», — по-прежнему можно считать только находки уникальных предметов. Однако дендрохронологи полагают, что их данные вполне надежны и можно уверенно говорить о подтверждении имени утонувшего корабля.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 07:19
Полина Меньшова

Человек и животные осваивают навыки, обучаясь на собственном опыте. Однако ученым из США удалось без явного обучения и физических манипуляций внести в мозг шаблон активности. Это позволило людям усвоить информацию и заставило по-другому воспринимать визуальные образы.

Вчера, 14:02
Елизавета Александрова

Та самая черная дыра, силуэт которой впервые увидел мир, расположена в центре крупной галактики М87 и привлекала к себе пристальное внимание задолго до получения знаменитого изображения: она постоянно бьет в нашу сторону гигантским потоком плазмы, а иногда с ней происходят труднопредсказуемые и не совсем понятные события. Одно из них впервые за много лет удалось зафиксировать во время очередных наблюдений.

Позавчера, 07:56
Андрей

В раннеплейстоценовых отложениях пещеры Таврида на полуострове Крым палеонтологи обнаружили самую древнюю степную ящерицу Европы, этот вид еще называют ящурками. Обычно они живут в засушливых районах Азии и заселили Европу, как считалось, несколько сотен тысяч лет назад. Фрагмент черепа, который отыскали в пещере, отодвинул этот факт почти на два миллиона лет.

13 декабря
Юлия Трепалина

С какого возраста зооврачи считают собак престарелыми? Это недавно выяснили исследователи из Великобритании и Венгрии, проанализировав карты пациентов ветеринарных клиник. Также ученые установили, от каких проблем со здоровьем чаще страдают пожилые питомцы.

Позавчера, 07:19
Полина Меньшова

Человек и животные осваивают навыки, обучаясь на собственном опыте. Однако ученым из США удалось без явного обучения и физических манипуляций внести в мозг шаблон активности. Это позволило людям усвоить информацию и заставило по-другому воспринимать визуальные образы.

13 декабря
Елизавета Александрова

Солнечной системе уже 4,6 миллиарда лет, и нынешнее расположение планет выдает ее явно динамичное прошлое: что-то заставляло миры смещаться. Недавнее открытие первых известных науке межзвездных объектов навело астрономов на мысль, что такой объект мог навестить наше космическое семейство в далеком прошлом и именно это создало ту картину, которую наблюдаем сейчас.

28 ноября
Елизавета Александрова

Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.

25 ноября
Полина Меньшова

Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.

3 декабря
Елизавета Александрова

Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно