Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Дендрохронологи опознали погибшее китобойное судно
Ученые утверждают, что у берегов Патагонии нашли давно потерянный китобой, построенный в середине XIX века в Новой Англии.
Около 15 лет назад морские археологи из Национального института антропологии и латиноамериканских исследований Аргентины обнаружили на берегу залива Гольфо-Нуэво остатки деревянного корабля. Залив находится на юге Патагонии, не в самых гостеприимных местах. До 1865 года на его берегах вообще никто не жил — лишь иногда туда заходили китобойные суда, так как это одна из немногих удобных естественных гаваней на юге континента.
В начале XXI века в результате смещения отложений в приливно-отливных водах недалеко от города Пуэрто-Мадрин на поверхность грунта в приливной зоне вынесло остатки деревянного судна.

От корабля остались только части шпангоутов и обшивки корпуса. Археолог Кристиан Мюррей (Cristian Murray) определил, что корабль построили в XIX веке, в основном из дуба и сосны из Северного полушария. Но из каких пород и европейского или североамериканского происхождения, выяснить не удалось.
Чуть позже рядом с затонувшим судном нашли два железных котла и остатки кирпичей. Это позволило предположить, что на судне вываривали китовый жир (ворвань) — то есть, скорее всего, это был китобой. Поиски в реестрах морского страхования Ллойда показали, что в интересующий период где-то у берегов Аргентины пропало китобойное судно «Дельфин».
Но никаких доказательств того, что в Гольфо-Нуэво нашли именно его, у археологов не было. Тогда они обратились к истории судна.
Его построили в 1850 году в Род-Айленде, на восточном побережье США. Новая Англия была крупным игроком в мировой китобойной торговле с середины 1770-х по 1850-е годы. Масло, добываемое из ворвани, использовали для освещения и смазки, а из китовой кости делали многие мелкие предметы домашнего обихода, которые сегодня изготавливают из пластика.
Сотни кораблей бороздили отдаленные моря, часто совершая путешествия, длившиеся годами. Для строительства судов использовали местную древесину, дубы и сосны, выросшие в Новой Англии. Обычно деревья валили в холодную погоду примерно за год до постройки судна. Для строительства «Дельфина» должны были взять стволы, срубленные между концом 1849-го и февралем 1850 года. Китобой длиной около 34 метров и массой 325 тонн спустили на воду 16 ноября 1850-го.
В результате для исследования остатков судна археологи пригласили дендрохронолога Игнасио Мундо (Ignacio Mundo). Совместная работа аргентинских и американских исследователей опубликована в журнале Dendrochronologia.

Мундо настаивал, что единственный способ получить пригодные для анализа образцы древесины — вырезать бензопилой пару десятков поперечных срезов ребер и настила и высушить их. Археологов это привело в ужас, но поняв, что другого выхода нет, они сдались и выбрали места, где, по их мнению, будет нанесен наименьший ущерб.
После обработки образцов в своей лаборатории Мундо обратился к Эду Куку (Ed Cook), основателю Лаборатории древесных колец Ламонт-Доэрти и пионеру дендроархеологии — науки о точном определении возраста и происхождения старых деревянных конструкций. Кук проанализировал множество старых зданий на северо-востоке Соединенных Штатов Америки и различные деревянные предметы, в которых были видны древесные кольца.
В его базе данных собраны образцы колец примерно с 30 тысяч деревьев многих видов по всему континенту более чем за две тысячи лет. Меняющийся уровень осадков создает тонкие ежегодные изменения в ширине колец, что позволяет исследователям проследить климат прошлого, установить точные годы прорастания и роста деревьев, а в случае со старыми деревянными строениями — определить, где и когда деревья спилили.
Дендрохронологи выяснили, что шпангоуты судна были сделаны из белого дуба (Quercus alba), который растет на северо-востоке США. Доски обшивки, по их мнению, изготовлены из желтой сосны (она же — сосна Жеффрея, Pinus jeffreyi), которая когда-то произрастала на юго-востоке Штатов.
Деревянные крепления, удерживающие все вместе, сделаны из устойчивой к гниению робинии ложноакациевой (Robinia pseudoacacia), распространенной во многих восточных штатах. Древесные кольца показали, что дубы срубили в 1849 году, это в точности совпадает со временем постройки «Дельфина».
По мнению археологов, абсолютным доказательством того, что погибшее судно — именно китобой «Дельфин», — по-прежнему можно считать только находки уникальных предметов. Однако дендрохронологи полагают, что их данные вполне надежны и можно уверенно говорить о подтверждении имени утонувшего корабля.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Новое исследование английских ученых показало, что первую в мире печатную карту Святой земли, созданную для Библии художником Лукасом Кранахом Старшим в 1525 году, опубликовали в зеркальном отражении. Средиземное море оказалось справа, а не слева — всю географию Палестины перевернули.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии