Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28 сентября
Алиса Гаджиева
4
6 046

Подводные археологи нашли пароход, который пытался предотвратить гибель «Титаника»

3.9

На дне Ирландского моря лежат не менее 273 затонувших судов. С помощью гидролокатора ученые опознали среди них корабль, который более ста лет назад пытался спасти «непотопляемый» лайнер.

Крушения «Титаника» можно было избежать / ©wikipedia.org

В сентябре 1897 года в Белфасте (Ирландия) спустили на воду пароход, построенный на верфи Harland & Wolff. Первоначально судно имело название «Уинифреда» (Winifreda), но в историю оно вошло под именем «Месаба» (Mesaba).

Почти 15 лет «Уинифреда-Месаба» была обычным пароходом. Сначала судно принадлежало американской «Атлантической транспортной линии». Эта компания осуществляла трансатлантические пассажирские и грузопассажирские рейсы. Несколько лет «Месаба» ходила под бельгийским флагом, пережила ряд столкновений с другими пароходами (в тем времена это было не слишком редким явлением). И к 1912 году числилась уже подменным судном на торговой линии между Британией и США.

Пароход «Месаба» / ©Jeff Newman and greatships.net

Десятого апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк отправился пассажирский лайнер «Титаник» — самый большой на тот момент корабль в мире. Чем закончилось его первое и последнее плавание — хорошо знают все: в ночь на 15 апреля он столкнулся с айсбергом и затонул, унеся жизни почти полутора тысяч человек.

Менее известно, что «Титаник» мог и должен был избежать столкновения с айсбергом. В те же апрельские дни 1912 года один из своих нечастых (так как служил подменным судном) торговых рейсов совершал пароход «Месаба», принадлежавший тогда компании Red Star Line. Капитан «Месабы», находившейся севернее «Титаника», правильно оценил ледовую обстановку, и на лайнер (как и на все идущие на восток суда) им была отправлена радиограмма с предупреждением. В ней говорилось:

«От «Месабы» «Титанику» и всем кораблям, идущим на восток. Тяжелый паковый лед и многочисленные крупные айсберги наблюдались на 42° — 41°25′ северной широты и 49° — 50°30′ западной долготы, а также ледяные поля».

Пассажиры «Титаника» в тот момент ужинали, а радист лайнера в срочном порядке отправлял их сообщения, содержащие в основном восторги по поводу плавания, в разные части света. Он оказался так занят, что не отнес капитану радиограмму «Месабы». Более того, когда радист «Месабы» направил следующее сообщение, в котором просил подтвердить, что информация доставлена лично капитану, его коллега с «Титаника» просто проигнорировал его. Через два часа «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Дальнейшая судьба парохода, который пытался спасти «Титаник», нам известна: во время Первой мировой войны судно ходило в составе конвоев. И 1 сентября 1918 года немецкая подлодка UB-118 торпедировала и потопила «Месабу» в Ирландском море. Погибли 20 членов команды, включая капитана.

Исследователи из Бангорского университета (Великобритания) сообщили, что нашли «Месабу» на морском дне. Они сделали это с помощью многолучевого гидролокатора — для морского археолога это инструмент примерно такого же значения, как аэрофотосъемка в ландшафтной археологии. Многолучевой гидролокатор позволяет картографировать морское дно с такой степенью детализации, что на гидролокационных изображениях можно выявить детали надстройки.

«Месаба» была торпедирована немецкой подлодкой во время рейса из Ливерпуля в Филадельфию и затонула в Ирландском море / ©Bangor University

Всего с помощью гидролокации на дне Ирландского моря отсканировали и обозначили на карте 273 судна. После обнаружения местоположения затонувшего корабля исследователи сопоставляют находку с базой данных затонувших судов Гидрографического управления Великобритании и другими источниками.

Часть из судов, конечно, в любом случае остается неопознанными. Некоторых — как и «Месабу» — неверно идентифицировали в прошлом, в связи с чем требуется перепроверка. Ранее надежно определить, какой именно корабль лежит на морском дне, можно было только при непосредственной работе под водой. Это весьма недешевое удовольствие, ограниченное не только финансово, но и числом подготовленных подводных археологов.

Многолучевой гидролокатор эту проблему решает: он показывает затонувшее судно достаточно подробно, чтобы его можно было идентифицировать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 14:24
Василий Парфенов

Что такое накопитель энергии? Чем отличается аккумулятор от батареи? В чем настоящее чудо электричества? Вся эволюция человечества тесно связана с нашим умением добывать энергию в разных формах. Но настоящая революция произошла, когда появились технологии преобразования тепла, давления и работы в электричество. Благодаря этому мы научились транспортировать энергию и запасать ее. Дальнейший рост эффективности энергосистем невозможен без накопителей. Naked Science решил разобраться во всех деталях.

11 часов назад
Сергей Васильев

Биологи внесли в ДНК червей гены, кодирующие светочувствительные белки. Это позволило управлять ими при помощи света, заставляя двигаться на зеленый сигнал и останавливаться на красный.

8 часов назад
Ольга Иванова

Загадочная русская душа — не фигура речи, а объективная реальность. Как жили славянские крестьяне зимой, почему в нашей стране такие плохие дороги, из-за чего мы любим «супчики», а европейцы — гамбургеры и фастфуд, откуда взялся стереотип о пьющих русских и почему мы стали употреблять меньше водки, почему мы сначала включаем прибор, а потом читаем инструкцию, отчего наши студенты учат все в последнюю ночь перед экзаменом, зачем нам нет дела до розовых кустов, чем мы отличаемся от китайцев и что нас роднит с японцами. Об этом корреспонденту Naked Science рассказал профессор, доктор исторических наук и старший преподаватель СПбГУ Кирилл Назаренко.

26 ноября
Александра Медведева

Окаменелость крошечного морского червя, жившего 525 миллионов лет назад, разрешила вековой спор об эволюции мозга членистоногих. Исследование показало, что мозг первых членистоногих не был сегментирован, а нервная система головы и туловища эволюционировала независимо.

26 ноября
Мария Азарова

Международный коллектив ученых спрогнозировал наши ежедневные потребности в воде в зависимости от антропометрических, экономических и экологических факторов.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

1 ноября
Анна Новиковская

Когда мы представляем взаимодействие неандертальцев с нашими предками, первобытными людьми, то обычно думаем об агрессивных стычках и конкуренции на охоте. Однако теперь ученые выяснили, что два вида людей взаимодействовали на протяжении как минимум 200 тысяч лет — это слишком долгий срок для активных военных действий, но достаточный для постепенного «растворения» одного вида в другом.

19 ноября
Анна Новиковская

В последний раз черношейного фазанового голубя видели еще в 1882 году, и с тех пор ученые не знали, живет ли еще в лесах острова Фергуссон эта красивая птица. Теперь, наконец, им повезло: одна из камер запечатлела представителя редчайшего подвида фазановых голубей.

24 ноября
Редакция

Режиссер Илай Сасик (Eli Sasich), вдохновившись классическими научно-фантастическими фильмами «Чужой» и «Бегущий по лезвию», несколько лет назад снял короткометражный фильм «Атропа», который стоит посмотреть, если вы интересуетесь наукой и космическими технологиями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

-
0
+
Спасибо, интересно было почитать.
28.09.2022
-
0
+
Небольшой хинт – негодные буржуины любой излучатель звука в воде называют «sonar». Поэтому определеяющими устройство становятся прилагательные перед перед этим словом. В данном случае речь конечно же идет о многолучевом эхолоте – «multibeam sonar». То, что в русском языке имеет сокращенное название «гидролокатор» (в смысле гидроакустического устройства поиска объектов на дне) было бы «side scan sonar / scanning sonar». Картинка из статьи (сам пароход) однозначно выполнена многолучевым эхолотом.
    -
    0
    +
    Вы все верно пишете, но в русском языке понятие "гидролокатор" включает в себя "эхолот", последний просто является узкоспециализированным вариантом гидролокатора.
    +
      ещё комментарии
      28.09.2022
      -
      0
      +
      Не совсем. Хоть и работают они на одном физическом принципе, задачи выполняют принципиально разные. Многолучевик гидролокатором называть, кхм, несколько странно. Режет слух ))
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: