• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.09.2022
Алиса Гаджиева
4
7 334

Подводные археологи нашли пароход, который пытался предотвратить гибель «Титаника»

3.9

На дне Ирландского моря лежат не менее 273 затонувших судов. С помощью гидролокатора ученые опознали среди них корабль, который более ста лет назад пытался спасти «непотопляемый» лайнер.

Крушения «Титаника» можно было избежать / ©wikipedia.org / Автор: Александр Литвинов

В сентябре 1897 года в Белфасте (Ирландия) спустили на воду пароход, построенный на верфи Harland & Wolff. Первоначально судно имело название «Уинифреда» (Winifreda), но в историю оно вошло под именем «Месаба» (Mesaba).

Почти 15 лет «Уинифреда-Месаба» была обычным пароходом. Сначала судно принадлежало американской «Атлантической транспортной линии». Эта компания осуществляла трансатлантические пассажирские и грузопассажирские рейсы. Несколько лет «Месаба» ходила под бельгийским флагом, пережила ряд столкновений с другими пароходами (в тем времена это было не слишком редким явлением). И к 1912 году числилась уже подменным судном на торговой линии между Британией и США.

Пароход «Месаба» / ©Jeff Newman and greatships.net

Десятого апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк отправился пассажирский лайнер «Титаник» — самый большой на тот момент корабль в мире. Чем закончилось его первое и последнее плавание — хорошо знают все: в ночь на 15 апреля он столкнулся с айсбергом и затонул, унеся жизни почти полутора тысяч человек.

Менее известно, что «Титаник» мог и должен был избежать столкновения с айсбергом. В те же апрельские дни 1912 года один из своих нечастых (так как служил подменным судном) торговых рейсов совершал пароход «Месаба», принадлежавший тогда компании Red Star Line. Капитан «Месабы», находившейся севернее «Титаника», правильно оценил ледовую обстановку, и на лайнер (как и на все идущие на восток суда) им была отправлена радиограмма с предупреждением. В ней говорилось:

«От «Месабы» «Титанику» и всем кораблям, идущим на восток. Тяжелый паковый лед и многочисленные крупные айсберги наблюдались на 42° — 41°25′ северной широты и 49° — 50°30′ западной долготы, а также ледяные поля».

Пассажиры «Титаника» в тот момент ужинали, а радист лайнера в срочном порядке отправлял их сообщения, содержащие в основном восторги по поводу плавания, в разные части света. Он оказался так занят, что не отнес капитану радиограмму «Месабы». Более того, когда радист «Месабы» направил следующее сообщение, в котором просил подтвердить, что информация доставлена лично капитану, его коллега с «Титаника» просто проигнорировал его. Через два часа «Титаник» столкнулся с айсбергом.

Дальнейшая судьба парохода, который пытался спасти «Титаник», нам известна: во время Первой мировой войны судно ходило в составе конвоев. И 1 сентября 1918 года немецкая подлодка UB-118 торпедировала и потопила «Месабу» в Ирландском море. Погибли 20 членов команды, включая капитана.

Исследователи из Бангорского университета (Великобритания) сообщили, что нашли «Месабу» на морском дне. Они сделали это с помощью многолучевого гидролокатора — для морского археолога это инструмент примерно такого же значения, как аэрофотосъемка в ландшафтной археологии. Многолучевой гидролокатор позволяет картографировать морское дно с такой степенью детализации, что на гидролокационных изображениях можно выявить детали надстройки.

«Месаба» была торпедирована немецкой подлодкой во время рейса из Ливерпуля в Филадельфию и затонула в Ирландском море / ©Bangor University

Всего с помощью гидролокации на дне Ирландского моря отсканировали и обозначили на карте 273 судна. После обнаружения местоположения затонувшего корабля исследователи сопоставляют находку с базой данных затонувших судов Гидрографического управления Великобритании и другими источниками.

Часть из судов, конечно, в любом случае остается неопознанными. Некоторых — как и «Месабу» — неверно идентифицировали в прошлом, в связи с чем требуется перепроверка. Ранее надежно определить, какой именно корабль лежит на морском дне, можно было только при непосредственной работе под водой. Это весьма недешевое удовольствие, ограниченное не только финансово, но и числом подготовленных подводных археологов.

Многолучевой гидролокатор эту проблему решает: он показывает затонувшее судно достаточно подробно, чтобы его можно было идентифицировать.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

24 апреля
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

-
0
+
Спасибо, интересно было почитать.
Alexey Vinogradov
28.09.2022
-
0
+
Небольшой хинт – негодные буржуины любой излучатель звука в воде называют «sonar». Поэтому определеяющими устройство становятся прилагательные перед перед этим словом. В данном случае речь конечно же идет о многолучевом эхолоте – «multibeam sonar». То, что в русском языке имеет сокращенное название «гидролокатор» (в смысле гидроакустического устройства поиска объектов на дне) было бы «side scan sonar / scanning sonar». Картинка из статьи (сам пароход) однозначно выполнена многолучевым эхолотом.
    Алиса
    28.09.2022
    -
    0
    +
    Вы все верно пишете, но в русском языке понятие "гидролокатор" включает в себя "эхолот", последний просто является узкоспециализированным вариантом гидролокатора.
    +
      ещё комментарии
      Alexey
      28.09.2022
      -
      0
      +
      Не совсем. Хоть и работают они на одном физическом принципе, задачи выполняют принципиально разные. Многолучевик гидролокатором называть, кхм, несколько странно. Режет слух ))
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: