Первые цивилизации Европы оказались более генетически однородны, чем предполагали — Naked Science
6 мая

4.4

Международная команда ученых выяснила, что первые греческие цивилизации происходили примерно от одних и тех же предков.

Парфенон в Афинах / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Cell. Команда ученых из университетов Лозанны (Швейцария), Йоханнеса Гутенберга (Германия) и других вузов секвенировала шесть полных геномов, собранных из археологических памятников раннего и среднего бронзового века Греции, а также митохондриальные геномы 11 других индивидов, живших в эпоху раннего бронзового века у берегов Эгейского моря.

Несмотря на заметные различия в погребальных обычаях, архитектуре и искусстве, минойская цивилизация на Крите, элладская — в материковой части Греции — и кикладская — на Кикладских островах в центре Эгейского моря, — как выяснили ученые, были генетически похожи в течение раннего бронзового века (около пяти тысяч лет назад).

Полученные данные важны, поскольку указывают на то, что развитие городских центров, интенсивной торговли, использования металлов и прочие важные инновации, появившиеся в период перехода от неолита к бронзовому веку, были вызваны не только массовой иммиграцией с востока Эгейского моря (как предполагали ранее), но и культурным обменом между местными неолитическими группами.

Результаты работы свидетельствуют и о том, что греческую цивилизацию сформировали волны миграции пастухов из Причерноморско-Каспийской степи и тех, кто жил к северу от Эгейского моря (Понтийско-Каспийская степь). Эти возможные волны миграции предшествуют появлению самой ранней задокументированной формы греческого языка, что говорит в пользу теорий, объясняющих появление протогреческого языка и эволюцию индоевропейских языков или в Анатолии, или в регионе Понтийско-Каспийских степей.

В будущем исследователи надеются изучить полные геномы останков людей, живших в период между мезолитом и бронзовым веком в Армении и на Кавказе. Это может помочь доподлинно определить истоки миграции на побережье Эгейского моря и лучше интегрировать геномные данные с существующими археологическими и лингвистическими свидетельствами.