Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Солдатами Наполеона удобряли поля Британии
Шотландский археолог предложил свою гипотезу, объясняющую крайне малое число человеческих останков на поле битвы при Ватерлоо.
Двести семь лет назад, 18 июня 1815 года, состоялось последнее сражение Наполеона — Битва при Ватерлоо, в которой французские войска были разбиты коалицией союзников под командованием Веллингтона и Блюхера. Ход боевых действий досконально разобран в многочисленных источниках, подробно повторять его нет смысла. Но вот анализ итогов сражения — вопрос до сих непростой.
Споры вокруг численности потерь в том или ином сражении идут всегда, и Битва при Ватерлоо — не исключение. Но большинство ученых сходятся во мнении, что Наполеон потерял примерно 24-26 тысяч убитыми и ранеными, а Веллингтон и Блюхер — примерно 23-24 тысячи. Кроме того, пропали без вести примерно 15 тысяч французов (скорее всего, большинство просто бежали во Францию) и около пяти тысяч солдат коалиции.
Но как бы подробно историки ни разобрали ход сражения, сколь достоверными не были бы современные событию источники, почти всегда находится вопрос, ответ на который надо искать века. В случае Битвы при Ватерлоо это отсутствие воинских захоронений вокруг поля боя.
Традиция везти тела павших на родину тогда еще не устоялась: как правило, такой чести удостаивались лишь отличившиеся в бою или те, у кого были богатые родственники. В любом случае: кто бы озаботился транспортировкой тел солдат проигравшей армии? То есть погибших и умерших от ран французов должны были похоронить недалеко от полей сражения.
Директор Шотландского центра изучения войн и археологии конфликтов при Университете Глазго (Великобритания) Тони Поллард (Tony Pollard) исследовал частные письма, мемуары, а также зарисовки людей, побывавших в окрестностях бельгийского селения Ватерлоо через небольшое время после сражения. Результаты представлены в работе, опубликованной в Journal of Conflict Archaeology.
Хорошо известно, что Ватерлоо привлек первых посетителей почти сразу после того, как рассеялся дым от пушек. Это были как мародеры, так и обычные зеваки. И те, и другие надеялись прихватить на поле боя что-нибудь на память — к тому времени в Европе уже существовала даже перепродажа подобных «сувениров».
Шотландский купец Джеймс Кер жил тогда в Брюсселе и на месте сражения оказался в числе первых. Он оставил мемуары, в которых описал и людей, умиравших у него на руках, и места захоронений. В этих мемуарах сказано о трех массовых захоронениях, которые вместе могут содержать до 13 тысяч тел.
Поллард, опираясь на свидетельства местных жителей (из частных писем первых посетителей Ватерлоо), составил карту, на которой отметил не три, а гораздо больше мест, где были похоронены погибшие. Судя по всему, в первые дни и месяцы (Вальтер Скотт, например, посетил Ватерлоо через два месяца) именно местные жители служили проводниками для приезжих. Они показывали не только места наиболее интенсивных боев, но и могилы.
Но вот беда: археологические исследования, проведенные организацией Waterloo Uncovered, включающие геофизические исследования и раскопки, до сих пор не выявили никаких мест захоронений.
В 2015 году, во время строительства нового музея и автостоянки около Ватерлоо, был обнаружен человеческий скелет. Затем в 2019-м при раскопках главного полевого госпиталя союзников археологи из Waterloo Uncovered нашли ампутированные кости человеческих ног. В музее в Ватерлоо также находится скелет неопределенного происхождения. И на этом все. Где остальные кости?
«Тела погибших были явно утилизированы в многочисленных местах по всему полю боя», — пишет Поллард. Кто и как утилизировал останки павших?
«По крайней мере в трех газетных статьях начиная с 1820-х упоминается о ввозе человеческих костей с европейских полей сражений для производства удобрений. Эти поля сражений могли служить удобным источником костей, которые затем перемалывали в костную муку — эффективную форму удобрения. Одним из основных рынков сбыта этого сырья были Британские острова», — сказано в работе.
Поллард предполагает, что среди первых посетителей могли быть и агенты поставщика костей. Основной их целью были бы массовые захоронения, поскольку в них чем больше костей, тем легче окупаются усилия по выкапыванию. К тому же Ватерлоо — одно из самых близких к Британии крупных сражений наполеоновской эры, и транспортные издержки в этом случае были бы минимальными. Не исключено, что места массовых захоронений агентам указали местные жители.
Это смелая гипотеза, но она требует подтверждения. Тони Поллард и Waterloo Uncovered планируют провести разноплановое археологическое исследование полей сражения при Ватерлоо. Если человеческие останки были удалены в предложенных масштабах, то хотя бы в некоторых случаях должны быть археологические свидетельства ям, из которых их извлекли, какими бы усеченными и плохо определенными они ни были.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии