• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.05.2023
Василий Парфенов
2 702

Прототип кабины лунного Starship испытали представителями NASA

Благодаря отчету представителей NASA о визите в компанию Илона Маска впервые появились фотографии органов управления Starship.

Интерфейс Starship HLS
©Catherine Koerner / Автор: Euclio Drusus

В начале мая представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) провели своеобразную инспекцию подрядчиков, работающих для программы «Артемида». Фотографиями с визита в SpaceX поделились в социальных сетях Джим Фри (Jim Free) и Кэтрин Кернер (Catherine Koerner) — два высокопоставленных руководителя дирекции по разработке средств для пилотируемого освоения космоса NASA (Exploration Systems Development).

Во время посещения, пожалуй, важнейшего для непосредственно высадки на Луну подрядчика, Джим и Кэтрин лично познакомились с прототипом кабины Starship HLS (Human Landing System). Все сделанные в ходе этого визита снимки, которые чиновники NASA выложили в интернет, пользователи портала Reddit собрали воедино. Они же провели коррекцию изображений, чтобы некоторые детали можно было разглядеть получше.

Те, кто видел, как астронавты работают в другом корабле SpaceXCrew Dragon, — найдут этот прототип очень знакомым. Точно так же кресла экипажа расположены перед тремя сенсорными мониторами. Только в данном случае добавлены еще три огромных портретно ориентированных панели, на которые выводится вид лунной поверхности с высоты. Вероятно, это имитация иллюминаторов Starship HLS. А может, просто элемент дополнительного погружения в атмосферу грядущих миссий для тех, кто испытывает прототип. И кресел два, а не три — в первых высадках на Луну будет спускаться всего пара астронавтов.

Интерфейс Starship HLS
Увеличенный фрагмент фото интерфейса Starship HLS — индикатор работы двигателей. Видны шесть Raptor (три вакуумных с большим соплом и три атмосферных с маленьким). В пилонах видны еще четыре двигателя, их название, функционал и мощность неизвестны / ©TJ Cooney

Интерфейс на экранах похож, но не идентичен таковому у Crew Dragon — в нем уже видны внесенные специально для Starship HLS изменения. Из того, что можно разглядеть, внимание привлекает расположенный в правом верхнем углу самого правого дисплея индикатор работы двигателей. На нем видны шесть кружков, соответствующих маршевым двигателям Raptor — три большого диаметра, три маленького.

Это значит, что во время дизайна интерфейса была выбрана конфигурация корабля одновременно и с адаптированными к вакууму соплами и с теми, что оптимальны для работы в атмосфере. Почему так — вопрос открытый, насколько известно, Starship HLS ни в каком из существующих вариантов миссий по программе «Артемида» на Землю возвращаться не будет. А значит и атмосферные Raptor ему не нужны. Возможно — просто использовали старый дизайн «обычного» Starship, а может быть дело в очередном изменении концепции, о котором пока не сообщалось.

Самое интересное — на этом же индикаторе видны четыре двигателя намного меньше, чем Raptor. Ранее ни на одной схеме их не было, как и вообще четырех пилонов в нижней части корабля. Скорее всего, это артефакт доставшийся от Crew Dragon, там этот блок интерфейса имеет такую форму. Однако у Crew Dragon в каждом пилоне расположены по два кружочка-индикатора двигателей SuperDraco, а на прототипе Starship HLS там по одному неизвестному.

Интерфейс Starship HLS
Изображение на вертикальные мониторы позади основных выводится в веб-браузере. Для SpaceX это привычное решение, даже интерфейс на сенсорных дисплеях управления реализован так же / ©Jim Free

Что странно, на индикаторе отсутствуют дополнительные двигатели мягкой посадки, расположенные на корпусе ближе к носовой части. Их планировали использовать на финальном участке снижения, чтобы не поднимать много пыли с поверхности. Двигателей ориентации тоже нет.

Среди прочих деталей интерфейса настолько же любопытных и информативных, как индикатор работы двигателей, не видно. Различимы указатели ориентации корабля в пространстве, места посадки, скорости и высоты полета над поверхностью. В левой части экрана присутствует некий график, но что на нем отображается разобрать невозможно.

Безусловно, первый взгляд на пользовательский интерфейс лунного Starship интересен. Особенно учитывая, что он почти наверняка будет унифицирован для всех пилотируемых модификаций корабля. И по нему уже можно судить о некоторых технических решениях, пусть и только в общих чертах. Но важно помнить — это лишь ранняя стадия разработки, компания Илона Маска славится резкими изменениями курса в разгар работы над проектом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 14:10
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

Сегодня, 10:58
Игорь Байдов

В богатом римском доме в Помпеях обнаружили останки четырех человек, а также детский амулет, баррикаду из кровати и следы борьбы. Спустя две тысячи лет ученые восстановили последние минуты жизни этих людей. Они надеялись пережить стихию за толстыми стенами, а когда поняли, что спасения нет, до конца боролись за жизнь.

7 часов назад
Юлия Трепалина

ИИ-сервисы вроде ChatGPT и Claude могут помочь эффективнее справляться с работой, но сотрудники, использующие подобные инструменты, рискуют столкнуться с негативными последствиями. Группа американских ученых в серии экспериментов показала, что люди склонны хуже оценивать тех, кто прибегает к помощи нейросетей, считая их более ленивыми и менее старательными.

Позавчера, 14:10
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

9 мая
Березин Александр

Ответ на этот важнейший вопрос десятки лет давали, исходя из политических соображений. Сначала это были «преимущества социалистического строя». Потом, когда он развалился, причиной назвали «героизм и патриотизм народа» — который, несомненно, был, как и у множества народов от начала веков, но сам по себе еще ни разу не выигрывал войны. Реальные причины советской победы все это время оставались в стороне. А прояснить их очень даже стоит: сделай мы это раньше — и многие войны после Второй мировой прошли бы куда быстрее и легче.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно