• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
14.05.2023
Василий Парфенов
2 464

Прототип кабины лунного Starship испытали представителями NASA

Благодаря отчету представителей NASA о визите в компанию Илона Маска впервые появились фотографии органов управления Starship.

Интерфейс Starship HLS
©Catherine Koerner

В начале мая представители Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) провели своеобразную инспекцию подрядчиков, работающих для программы «Артемида». Фотографиями с визита в SpaceX поделились в социальных сетях Джим Фри (Jim Free) и Кэтрин Кернер (Catherine Koerner) — два высокопоставленных руководителя дирекции по разработке средств для пилотируемого освоения космоса NASA (Exploration Systems Development).

Во время посещения, пожалуй, важнейшего для непосредственно высадки на Луну подрядчика, Джим и Кэтрин лично познакомились с прототипом кабины Starship HLS (Human Landing System). Все сделанные в ходе этого визита снимки, которые чиновники NASA выложили в интернет, пользователи портала Reddit собрали воедино. Они же провели коррекцию изображений, чтобы некоторые детали можно было разглядеть получше.

Те, кто видел, как астронавты работают в другом корабле SpaceXCrew Dragon, — найдут этот прототип очень знакомым. Точно так же кресла экипажа расположены перед тремя сенсорными мониторами. Только в данном случае добавлены еще три огромных портретно ориентированных панели, на которые выводится вид лунной поверхности с высоты. Вероятно, это имитация иллюминаторов Starship HLS. А может, просто элемент дополнительного погружения в атмосферу грядущих миссий для тех, кто испытывает прототип. И кресел два, а не три — в первых высадках на Луну будет спускаться всего пара астронавтов.

Интерфейс Starship HLS
Увеличенный фрагмент фото интерфейса Starship HLS — индикатор работы двигателей. Видны шесть Raptor (три вакуумных с большим соплом и три атмосферных с маленьким). В пилонах видны еще четыре двигателя, их название, функционал и мощность неизвестны / ©TJ Cooney

Интерфейс на экранах похож, но не идентичен таковому у Crew Dragon — в нем уже видны внесенные специально для Starship HLS изменения. Из того, что можно разглядеть, внимание привлекает расположенный в правом верхнем углу самого правого дисплея индикатор работы двигателей. На нем видны шесть кружков, соответствующих маршевым двигателям Raptor — три большого диаметра, три маленького.

Это значит, что во время дизайна интерфейса была выбрана конфигурация корабля одновременно и с адаптированными к вакууму соплами и с теми, что оптимальны для работы в атмосфере. Почему так — вопрос открытый, насколько известно, Starship HLS ни в каком из существующих вариантов миссий по программе «Артемида» на Землю возвращаться не будет. А значит и атмосферные Raptor ему не нужны. Возможно — просто использовали старый дизайн «обычного» Starship, а может быть дело в очередном изменении концепции, о котором пока не сообщалось.

Самое интересное — на этом же индикаторе видны четыре двигателя намного меньше, чем Raptor. Ранее ни на одной схеме их не было, как и вообще четырех пилонов в нижней части корабля. Скорее всего, это артефакт доставшийся от Crew Dragon, там этот блок интерфейса имеет такую форму. Однако у Crew Dragon в каждом пилоне расположены по два кружочка-индикатора двигателей SuperDraco, а на прототипе Starship HLS там по одному неизвестному.

Интерфейс Starship HLS
Изображение на вертикальные мониторы позади основных выводится в веб-браузере. Для SpaceX это привычное решение, даже интерфейс на сенсорных дисплеях управления реализован так же / ©Jim Free

Что странно, на индикаторе отсутствуют дополнительные двигатели мягкой посадки, расположенные на корпусе ближе к носовой части. Их планировали использовать на финальном участке снижения, чтобы не поднимать много пыли с поверхности. Двигателей ориентации тоже нет.

Среди прочих деталей интерфейса настолько же любопытных и информативных, как индикатор работы двигателей, не видно. Различимы указатели ориентации корабля в пространстве, места посадки, скорости и высоты полета над поверхностью. В левой части экрана присутствует некий график, но что на нем отображается разобрать невозможно.

Безусловно, первый взгляд на пользовательский интерфейс лунного Starship интересен. Особенно учитывая, что он почти наверняка будет унифицирован для всех пилотируемых модификаций корабля. И по нему уже можно судить о некоторых технических решениях, пусть и только в общих чертах. Но важно помнить — это лишь ранняя стадия разработки, компания Илона Маска славится резкими изменениями курса в разгар работы над проектом.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

10 часов назад
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

Позавчера, 19:20
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Вчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

24 марта
Михаил Орлов

Астронавты, прибывшие на Луну в рамках программы «Аполлон», установили на ее поверхности первые внеземные сейсмографы и оценили частоту и силу лунотрясений. Теперь, спустя полвека после сбора данных о сейсмической активности Луны, ученые вновь подвергли их анализу, смогли удалить из них помехи и резко изменили оценки сейсмической активности на Луне. Оказалось, что приборы тогда зафиксировали не 13 тысяч лунотрясений, как считали ранее, а почти в три раза больше. Среди них неожиданно много слабых толчков, которые сосредоточены в северном полушарии Луны.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: