26 июня

«Роскосмос» запатентовал новый метод обслуживания спутников на орбите

2.9

Специалисты российского космического ведомства запатентовали новый метод стыковки аппаратов на орбите, который позволит проводить их сервисное обслуживание.

©Минобороны РФ/ТАСС

«Роскосмос» разработал и запатентовал метод стыковки космических аппаратов, который поможет более эффективно их обслуживать. Об этом со ссылкой на материалы Федерального института промышленной собственности сообщил ТАСС.

«Изобретение относится к управлению относительным движением активного (АКА) и пассивного (ПКА) космических аппаратов. <…> Технический результат состоит в упрощении системы управления движением АКА», — говорится в материале.

Концепция предполагает, что пассивный аппарат будет находиться на орбите, а движение активного с ним синхронизуют. Для этой цели последний, помимо бортовой системы управления, получит систему наблюдения с датчиками и блоком обработки данных. В его программу введут визуальный 3D-образ другого спутника.

Для синхронизации движения активный аппарат сравнит параметры реальной индикаторной линии с визуальным образом другого космического аппарата. В случае отличия двигательная установка получит соответствующую команду на импульс. При совпадении индикаторных линий сближение будет поддерживаться работой двигательной установки.

Активный спутник можно будет применять для решения широкого круга задач. Он сможет удалять космический мусор, дозаправлять и ремонтировать другие аппараты, а также менять их орбиты.

В прошлом году существенного прогресса в этом добились американцы. Northrop Grumman сообщила о первой в истории успешной стыковке сервисного аппарата MEV-1 с телекоммуникационным спутником, благодаря чему последний обрел путевку в новую жизнь. Полученный во время операции опыт позволит не только продлевать жизнь космическим аппаратам, но и удалять опасный мусор.

Intelsat 901, снятый спутником MEV-1 незадолго до стыковки / ©Northrop Grumman

В апреле этого года Northrop Grumman провела очередную успешную стыковку, задействовав другой аппарат — MEV-2. Операция позволила продлить жизнь старому спутнику связи Intelsat.

В июне состоялось важное для безопасности США событие: без лишнего «шума» Космические силы запустили спутник по программе Tactically Responsive Launch, используя авиалайнер. С его борта стартовала ракета-носитель Pegasus XL, которая и вывела полезную нагрузку.

Задача миссии — демонстрация возможностей оперативного выведения аппаратов в космос. Сам спутник собрали из коммерчески доступных компонентов. Аппарат создали менее чем за год.