72 966

«Светлые» и «темные» галактики указали на возможный переворот в космологии

6.0

Новые наблюдения за галактикой в созвездии Кита показали, что там есть звезды, но нет темной материи. Это тревожащий вывод, ведь ранее считали, что без нее никакие галактики не возникают. Открытие опрокидывает целый класс физических теорий, пытавшихся указать на «переменчивость» законов тяготения. Похоже, ближе к истине оказалась гипотеза, согласно которой темная материя состоит из экзотических скоплений черных дыр. Интересно, что если все так, то казавшаяся неизбежной будущая гибель нашей Вселенной может и не состояться.

Если раньше темными галактиками называли те, где уже есть газ, но еще не сформировались звезды, то теперь обстановка меняется. Похоже, есть галактики с темной материей и почти без звезд, и галактики с одними звездами, но без темной материи. И все это здорово меняет физику / ©Wikimedia Commons

Впервые астрономы из Йельского университета заподозрили, что с галактикой NGC 1052-DF2 что-то не так, еще в 2018 году. Тогда снимки «Хаббла» показали, что масса обычной материи — звезд и газа — совпадает с массой галактики в целом, расхождение не превышало нескольких процентов. Последнюю определяют по воздействию ее тяготения на скорость движения ее же звезд, поэтому практически всегда можно выяснить, есть ли там темная материя.

Открытие вызвало недоверие, поскольку выглядело невероятным. Поясним: по современным представлениям, галактики и звезды в них вообще не могли бы возникнуть без гало темной материи, в которое погружена, как считалась, каждая галактика Вселенной. Дело в том, что масса темной материи в разы больше, чем обычной, и именно она в основном и притягивала молекулы вещества в ту или иную галактику на этапе ее возникновения. Выходит, галактик без темной материи просто не должно быть.

Некоторые ученые предположили, что открытие основано на переоценке расстояния до NGC 1052-DF2. Если она ближе, чем кажется астрономам, оценки компонентов ее масс «плывут», «возвращая» темную материю внутрь галактики. Появилась работа, оценившая расстояние до нее всего в 42 миллиона световых лет, а не в 65 миллионов, как в исходной работе Йельского университета. Тогда она «выглядела» вполне нормальной, с разумной долей темной материи.

Совсем недавно другая группа астрономов попробовала проверить эту гипотезу и особо точно определить расстояние до NGC 1052-DF2. Для этого они использовали снимок красного сверхгиганта на окраине этой галактики, сделанный «Хабблом». Красные сверхгиганты на определенных стадиях эволюции имеют практически одинаковые светимости вне зависимости от массы. Поэтому из абсолютной светимости, наблюдаемой в земные телескопы, легко выяснить расстояние до такой звезды — и, конечно, ее галактики.

Галактика NGC 1052-DF2 находится в центре снимка и выглядит как очень неплотная, разреженная группа звезд / ©Wikimedia Commons

Оказалось, ошибка была — вот только не в ту сторону, что все ожидали. Расстояние до нее составило 72 миллиона световых лет, а не 65 миллионов, как считалось ранее. Значит, доля темной материи там еще ниже, чем те несколько процентов, что подозревали до сих пор. В ней как минимум в 400 раз меньше темной материи, чем должно быть, исходя из массы ее обычной материи. Интересно, что в прошлом году подобные оценки были получены для другой галактики в том же секторе — NGC 1052-DF4. Исходно они возникли в одном месте, но затем пути разошлись — и сейчас между ними 6,5 миллиона световых лет.

Возникает вопрос: как это вообще может быть? Как могут существовать галактики без того, что сделало их галактиками — темной материи?

«Светлые» и «темные» галактики: две стороны одного удара

Мы попросили физика Николая Горькавого прокомментировать эту непростую ситуацию. Как он считает, чтобы ответить на этот вопрос, стоит прежде всего задуматься, есть ли другие «аномальные» в плане темной материи галактики? Он напоминает, что известны и такие, где темной материи, напротив, намного больше, чем должно быть. Например, известная галактика Стрекоза-44 в скоплении Волос Вероники.

Это исключительное образование имеет массу в 160 миллиардов масс Солнца — на порядок больше, чем у Млечного Пути, где живем мы. Вот только светимость Стрекозы-44 в 100 раз ниже, чем у нашей Галактики — то есть обычной массы там порядка на два меньше. Выходит, она насыщеннее темной материей, чем та галактика, где находимся мы, — как минимум в сотни раз.

Как отмечает Горькавый, весьма вероятно, что разреженные галактики без темной материи — просто обратная сторона того же процесса, который создает разреженные галактики типа Dragofly 44, где темной материи, наоборот, очень много, а звезд мало.

Когда две обычные галактики, продолжает ученый, сталкиваются, обычная и темная материи в них должны вести себя по-разному. Газовые облака (обычная материя) эффективно тормозят друг друга взаимодействием молекул газа. В итоге они «слипаются» и создают примерно сферическое итоговое газовое облако, из которого потом «вырастут» звезды.

Галактика Dragofly 44 по светимости в сотню раз уступает нашей, хотя по массе намного ее превосходит / ©Wikimedia Commons

А вот два гало из темной материи обеих исходных галактик — совсем другая история. Они так слабо взаимодействуют с обычным веществом (только тяготением), что без особых помех пролетают место межгалактического столкновения и движутся дальше.

На месте удара остается «светлая» галактика типа NGC 1052-DF2 — с газом и возникающими из него звездами, но почти без темной материи. В сторону от этого района улетают «темные галактики» типа Dragofly 44. Как отмечает физик, эффект разделения темной материи и газа уже был зафиксирован ранее в скоплении Пуля, свет от которой шел до нас 3,7 миллиарда лет.

Почему это вообще важно

Дело в том, что современная космология проходит через тяжелый кризис: с одной стороны, без темной материи объяснить наблюдаемую Вселенную нельзя, а с другой — найти эту темную материю не удается. Причем не удается десятки лет подряд — ни на Большом адронном коллайдере, ни наблюдениями за космосом. Нет никакой частицы, в которую можно было бы ткнуть и сказать: вот она, частица темной материи. Более того, как мы уже писали, даже если бы она нашлась, объяснить с ее помощью все особенности поведения темной материи нельзя. Просто потому, что существующие данные о частицах и их свойствах исключают наличие таких частиц темной материи, которые могли бы объяснить ее всю. Оценки массы ТМ астрономами столь велики, что физика частиц просто не позволяет объяснить ее теми частицами, существование которых в принципе возможно — хотя бы с чисто теоретической точки зрения.

И на этом проблемы только начинаются. Темной материи, по расчетам, вчетверо больше, чем обычной, а значит, гало должны быть такими массивными, что обеспечат каждой галактике множество мелких галактик-спутников, удерживаемых гало из темной материи. Например, у Млечного Пути их должны быть сотни. На практике таковых всего несколько десятков. Аналогичная картина — в других местах. Куда делись галактики-спутники? Вдобавок в целом ряде случаев они и вращаются в одной плоскости, почти как спутники планет. Но гало темной материи, по расчетам, неизбежно должно быть шарообразным: следовательно, его тяготение должно удерживать галактики-спутники разбросанными в сфере, окружающей центральную галактику. Разбросанные в сфере, но на деле они собраны в диски. Почему так?

У нашей галактики (в центре) намного меньше галактик-спутников, чем должно было быть, если бы темная материя в самом деле состояла из частиц / ©J. Bullock, M. Geha, R. Powell

Другая сложность: скопление галактик Пуля. Скопления газа в местных галактиках светятся в рентгеновском диапазоне так ярко, что это означает их столкновения на огромной скорости, от 3000 до 4500 километров в секунду. Однако, если темная материя состоит из частиц, они должны взаимодействовать друг с другом, создавать своего рода трение, замедляющее подобное столкновение. Такие огромные скорости столкновений, как в скоплении Пуля, крайне маловероятны, если темная материя состоит из частиц.

Это не просто кризис, а жесточайший. В последние годы его все чаще признают в научном сообщества. Известный физик Сабина Хоссенфельдер не так давно выступила с заявлением, что нужно менять всю теорию вокруг темной материи. По ее мнению, настало время заимствовать идеи у теорий так называемой модифицированной гравитации. По сути, это означает, что она предлагает отказаться как минимум от части темной материи, а то и от всей. О чем речь?

Темная материя легко обнаруживается почти во всех галактиках, поскольку скорость вращения звезд во внешних частях галактик при измерениях астрономами оказывается слишком велика. В рамках классической физики такое может быть, только если их «раскручивает» тяготение чего-то, находящегося на краю галактики. Иными словами, темной материи.

Однако еще в 1983 году Мордехай Милгром предложил альтернативное объяснение: никакой темной материи нет, а есть ранее неизвестное изменение законов гравитации. По его гипотезе, ньютоновская гравитация работает «как положено» только для больших ускорений. Поэтому, например, в Солнечной системе дальние от светила планеты двигаются без лишней «раскрутки». А вот на окраинах галактик ускорения малые, поэтому там гравитация модифицируется так, что звезды из внешних областей дополнительно «раскручивает».

Скопление галактик Пуля / ©Wikimedia Commons

Эта теория долго не привлекала большинство физиков, так как у нее есть очевидные проблемы. Если мы видим что-то необъяснимое, у науки есть два выхода: найти это что-то необъяснимое или подправить уравнения в теориях так, чтобы можно было не искать это необъяснимое. Подправить уравнения произвольным образом, без теоретического объяснения того, зачем их надо подправить именно так. Именно этот путь предложили авторы «модифицированной ньютоновской динамики», известной как MOND. Это путь, называя вещи своими именами, на котором можно объяснить слишком многое — достаточно просто произвольно править уравнения в сторону, нужную для объяснения наблюдений.

Сабина Хоссенфельдер никогда не обратилась к подобной теории, если бы у нее был выход. Однако теперь многим ученым кажется, что иного варианта просто нет: некими неведомыми частицами темную материю уже невозможно объяснить.

Как «светлые галактики» ударили по модифицированной ньютоновской динамике

Вернемся к NGC 1052-DF2. Исключительное значение открытия этой галактики — и нынешнего подтверждения большой дистанции до нее — в том, что она закрывает путь, на который недавно указывала Хоссенельдер и на который сторонники MOND многие годы возлагали надежды.

В самом деле: если на малых ускорениях гравитация вдруг изменяется, работает по другим уравнениям, чем в Солнечной системе, то почему она вдруг не захотела изменяться в NGC 1052-DF2? Ее звезды двигаются точно так же, как планеты вокруг Солнца — без «раскрутки» во внешних областях диска.

Если гравитация действительно изменяется для внешних областей галактик, она должна делать это одинаково во всех галактиках. Но в «светлых» она не изменяется вообще, а в «темных» — в сотню раз сильнее, чем в Млечном Пути.

Фактически весь спектр MOND-теорий уничтожен самим открытием «светлых» галактик. Темная материя явно существует: если ее мало в «светлых» и много в «темных», то и NGC 1052-DF2, и Стрекоза-44 никаких законов не нарушают. Просто кому-то при столкновении их родительских галактик достался газ, а кому-то — темная материя.

Что же делать бедным физикам?

Хорошо, темная материя существует, но не состоит из загадочных частиц. Вот только что же она тогда такое?

Ранее мы отмечали, что в последние годы на этот счет появилась довольно убедительная теория — на сегодня это уже именно теория. Согласно ей темная материя в самом деле темная, но… вполне обычная. Это самые обычные черные дыры, проносящиеся в пустоте на окраинах галактик, за краем их звездных дисков. Только эти черные дыры образуют компактные шаровые скопления — как шаровые образуют обычные звезды на окраинах галактик. Здесь мы чуть подробнее поясняли, почему из-за этого наша Вселенная сможет не погибнуть, как ожидали ученые ранее, а лишь перейти к новому циклу развития.

Подобное объяснение решает целый ряд проблем темной материи, описанных выше. У галактик меньше галактик-спутников, чем должно быть, и они часто вращаются примерно в одной плоскости? Неудивительно: гравитационное воздействие плотных шаровых скоплений черных дыр будет куда менее «размазанным», чем такое же воздействие равномерно распределенных частиц темной материи. Если последние не существуют, но есть первые, то и их влияние на галактики-спутники окажется принципиально иным.

Скопление галактик Пуля показывает слишком высокую скорость столкновения облаков газа, хотя частицы темной материи должны создавать большое тормозящее трение? И тут нельзя удивляться, если исходить из того, что темная материя суть шаровые скопления черных дыр. Это не «размазанные» равномерно частицы темной материи: скопления черных дыр весьма компактны, а значит, не должны создавать тормозящих столкновений.

Часть установок эксперимента XENON. Все попытки найти хоть какие-то следы частиц темной материи на таких и более крупных установках завершались неудачей / ©INFN

Кстати, именно из-за расположения черных дыр в компактных скоплениях их ранее не удавалось выявить с помощью телескопов. Те могут заметить черную дыру по событиям гравитационного линзирования, когда ее гравитация искажает свет от галактики, находящейся дальше наблюдаемой черной дыры. Вот только из-за «скученности» черных дыр в шаровых скоплениях вероятность такого гравилинзирования ничтожно низка, что и не давало его заметить ранее.

К счастью, после появления «гравитационного телескопа» проекта LIGO все изменилось. Теперь земные ученые регистрируют гравиволны от слияния черных дыр в таких шаровых скоплениях. И это хорошая новость: темную материю, наконец, открыли. Просто еще не все научное сообщество об этом знает.

Такое в истории науки, впрочем, не впервые: от предсказания реликтового излучения Гамовым и его открытия советскими наблюдениями до осознания связи между этими вещами прошли годы (и потребовалось переоткрытие самого излучения). Похоже, история повторяется: наблюдения и их теоретическое объяснение у физики есть, а вот широкое осознание факта их появления наступит на несколько лет позже.

Тёмная энергия и тёмная материя это всего лишь сгущение неплотного объёма пространства вакуума и эфира. Плотность неплотной материи вакуума и эфира обратно пропорциональная квадрату расстояния до объектов плотного объёма пространства вещества пылинок, облаков газа и пыли, камушков, астероидов и комет, планет, звёзд, ядер галактик. Хаос поступательного и вращательного движения отдельностей вакуума - экзистенсино и отдельностей эфира - вихрей-струн электростатики и магнетизма упирается в плотные объёмы пространства объектов вещества, придавливая друг к дургу эти объекты с силой пропорциональной массе объектов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между объектами. Но упираются не только в объекты, но и в уплотнения вакуума и эфира. Поэтому астрономы не видят этих оптически прозрачных тёмностей.На одну атомную массы нуклонной плотности вещества объёмом 10^-45 кубических метров приходится около 5-7 кубических метров неплотного объёма пространства межзвездного и межгалактического вакуума и эфира. Источник: А.К. Макеев. Самовоспроизводство материи // Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. P. 213-220. UDC 001.18 BBC 72 P 93 ISBN 978-601-267-398-2 https://drive.google.com/file/d/0B_W2hkSE3iXram5DX1FoX3NsLVE/view
Илья исходя из Ваших выводов и гравитация не существует
    21.07.2021
    Гравитация это давление хаоса импульсов поступательного движения отдельностей неплотной материи вакуума и эфира на плотные объёмы пространства объектов вещества, по проекции взаимной тени объекты придавливаются друг к другу. Этот принцип в 1690 году в письме Ньютону изложил швейцарский математик Николо Фатио де Дюилье, описав модель механистической гравитации. Плюс, вблизи объектов вещества вакуум и эфир уплотняется и на эти уплотнения тоже давят потоки хаоса движения отдельностей вакуума и эфира. Эти уплотнения вакуума и эфира и есть прозрачная тёмная материя. А тёмная энергия это энергия движения отдельностей вакуума и эфира.
откуда энергетическая волна
30.06.2021
Какие-то странные тут физики: Теорию Большого Взрыва принимаем без доказательств? - Принимаем! Инфляционную модель расширения Вселенной принимаем без доказательств? - Принимаем! Космологическую постоянную принимаем без доказательств? - Принимаем! Черные дыры? - ... Тёмную материю? - ... Тёмную энергию? - ... Теорию струн, суперструн, бран и проч...? Физические константы, измеренные здесь и сейчас, признаём общемировыми? - Признаём!Квантовую механику? - Уууууу... А тут вот у них что-то не срослось, и сразу "Это не просто кризис, а жесточайший." Какие-то они чувствительные слишком. )))
    06.07.2021
    "Инфляционную модель расширения Вселенной принимаем без доказательств? - Принимаем!" Это, скажем так, на данный момент гипотеза. Есть некоторые сомнения, что она точна, и весьма у многих физиков. А вот Большой взрыв имеет ряд доказательств, например, реликтовое излучение трудно без него объяснить, да и многое другое. "Космологическую постоянную принимаем без доказательств? " Космологическая постоянная имеет доказательства -- данные астрономических измерений. "Черные дыры? - ..." У них полно эмпирических доказательств. "Теорию струн, суперструн, бран и проч...?" Ее в настоящий момент в космологии активным образом не используют. "А тут вот у них что-то не срослось, и сразу "Это не просто кризис, а жесточайший." Какие-то они чувствительные слишком. )))"" Тут не срослось -- в статье выше это разбирается -- сразу несколько важнейших проблем. Темная материя активно завязана в ситуацию с темной энергией, космологической постоянной и даже квантовой механикой (попытки согласования квантовой и гравитационных теорий пока не дают результатов). Ответ на вопрос о сущности темной материи -- действительно один из двух самых острых в современной физике.
      Мунир
      12.07.2021
      большой взрыв не имеет доказательств
        12.07.2021
        А они кому-то нужны? Наука строит мостики в будущее и прошлое её интересует исключительно с точки зрения произошедших изменений. Строим гипотезу, на её основе теорию, теорией пытаемся предсказать будущее. Срослось - ты победил. А вот все точки построения твоей теории - ну, прикольно, че... Вот физики шутили, что квантовую механику понимали всего два человека на земле. И то уже их с нами нет. А компьютеры тем не менее работают!
        21.07.2021
        Правильно факт одного супер большого Большого Взрыва недоказуем. Зато доказуем факт бессчётного множества микроскопических больших взрывов. То же реликтовое излучение это доказывает. А ещё больше доказывает явление гравитации!
      21.07.2021
      Вы пишете, что Большой взрыв имеет ряд доказательств, например, реликтовое излучение. А чем плоха теория бессчётного множества постоянно текущих микроскопических больших взрывов рождения и испускания вовне новых отдельностей неплотного объёма пространства вакуума и эфира из каждого нейтрона, протона, ядра атома, электрона? Из этих отдельностей вещества ведь истекают магнетизм и электростатика? Вот хаос движения этих отдельностей и составляет неплотный объём пространства вакуума и эфира космоса! Реликтовое излучение доказывает эти постоянное действие микроскопических больших взрывов. А ещё больше доказывает явление гравитации! Просвещайтесь: А.К. Макеев. Самовоспроизводство материи // Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. P. 213-220. UDC 001.18 BBC 72 P 93 ISBN 978-601-267-398-2 https://drive.google.com/file/d/0B_W2hkSE3iXram5DX1FoX3NsLVE/view
        21.07.2021
        Извините, но у меня нет времени обсуждать псевдонаучные теории. Отправьте вашу статью в приличный рецензируемый научный журнал -- и по их ответы вы сами поймете, что такого времени не хватает не только мне.
    Мунир
    Evgen Storm все намного проще когда мы знаем Физику
У меня есть сомнения в возможности существования шаровых скоплений чёрных дыр. Такое скопление не может быть устойчивым. Оно должно, по моему, схлопываться в точку (в одну большую чёрную дыру) под действием гравитационных сил. Даже если оно быстро вращается, то от схлопывания в точку будут удерживаться центробежными силами инерции только дыры на экваторе скопления, но не на полюсах. То есть скопления, если они и существуют, должны быть не шаровыми, а такими, которые были бы устойчивы от схлопывания в точку.
Я думаю, что ещё рано объявлять проблему тёмной материи решённой.
Не понятно также, почему "из-за «скученности» черных дыр в шаровых скоплениях вероятность ... гравилинзирования ничтожно низка"?
    29.06.2021
    Потому что если у вас гравилинзирующие объекты равномерно распределены по небу, то гравилинз будет много. Если же они собраны в меньшее число компактных скоплений, то наблюдаемых гравилинз будет меньше.
      29.06.2021
      Ах, вот что Вы имеете в виду... Но всё же, шаровое скопление может выступать в роли большой гравилинзы. До сих пор никто, похоже, этого не наблюдал, да? Гравилинзирование отдельных чёрных дыр наблюдали, а целые шаровые скопления, ранее находившиеся в статусе тёмной материи, - нет, как я понял из Вашего текста. Но если вся тёмная материя - это шаровые скопления чёрных дыр, то наблюдение гравилинзирования от них должно быть не столь уж маловероятным, не так ли? Ведь тёмной материи много.
        29.06.2021
        "Но всё же, шаровое скопление может выступать в роли большой гравилинзы. До сих пор никто, похоже, этого не наблюдал, да? " Наблюдать в принципе такое уже могли. Вопрос в интерпретации. Как уверенно понять, что именно линзирует: скопление ЧД средних масс, или одна СМЧД? "Гравилинзирование отдельных чёрных дыр наблюдали, а целые шаровые скопления, ранее находившиеся в статусе тёмной материи, - нет, как я понял из Вашего текста. " Чтобы понять, что линзирует скопление, нужно быть готовым к мысли о их существовании. Иначе от СМЧД не отличите. Чтобы быть готовыми к мысли об их существовании, надо знать итоги наблюдений ЛИГО, и попытаться их интерпретировать. Это сделали только в последние годы. Поэтому если сами наблюдения линзирования шаровыми скоплениями ЧД и были, то пока мы об этом ничего не знаем. Должны узнать в ближайшие годы, по мере ознакомления астрономов-наблюдателей с самой возможностью существования таких объектов.
          29.06.2021
          Ну то есть, это не такое уж маловероятное событие - наблюдение гравилинзирования от скопления дыр. Просто сложно отделить отдельные дыры от их скопления.
Я не совсем понимаю, как гипотеза о чернодыровости тёмной материи согласуется с гипотезой Горькавого о механизме возникновения "светлых" галактик путём разделения тёмной и "светлой" материи при столкновениях галактик. Не понятно. Если тёмная материя - это обычное вещество, то как может происходить такое разделение ?
    29.06.2021
    "как гипотеза о чернодыровости тёмной материи согласуется с гипотезой Горькавого о механизме возникновения "светлых" галактик путём разделения тёмной и "светлой" материи при столкновениях галактик. Не понятно. Если тёмная материя - это обычное вещество, то как может происходить такое разделение ?" В том-то и дело, что ЧД -- это никак не "обычное вещество". Опуская даже вопрос о том, что оно непонятно из чего состоит, оно еще и гравитационное взаимодействие дает совсем иное. Оно (в случае шаровых скоплений) настолько плотнее обычных облаков газа и звезд, что будут увлекать друг друга результативнее, чем обычный газ: тот далеко и от них и разреженнее.
      29.06.2021
      Не понимаю, что чего сильнее увлекает. Из объяснений Горькавого следует как будто, что облака газа должны увлекать друг друга сильнее, и поэтому образуются светлые галактики. А тёмная материя не увлекается ничем, просто проходит насквозь. Сейчас я слышу (или вижу) в Вашем ответе другую точку зрения, обратную. Не понятно.
        30.06.2021
        "Из объяснений Горькавого следует как будто, что облака газа должны увлекать друг друга сильнее, и поэтому образуются светлые галактики" Так и есть. У облаков газа есть соударения частиц друг с другом. У черных дыр "соударения" (слияния) редки, потому что атомов у газа много, а скоплений ЧД -- куда меньше. От этого светлая материя другую светлую увлекает, а скопления ЧД делают это с другими скоплениями ЧД заметно позднее -- гравитацией. "Сейчас я слышу (или вижу) в Вашем ответе другую точку зрения, обратную." Не понял. В чем заключается "обратность" из моего комментария? Гравитационное взаимодействие с другими скоплениями ЧД будет увлекать скопления ЧД сильнее, чем облака газа. Облака газа будут эффективнее тормозиться друг о друга за счет соударения частиц. Никакого противоречия нет, и я не вижу, что сложного в такой проблеме. "Оставим её "бедным физикам". Они справятся с ней, я уверен. А нам лучше дождаться их решения." Так уже.
      29.06.2021
      Ну ладно, Александр, проблема сложная. Оставим её "бедным физикам". Они справятся с ней, я уверен. А нам лучше дождаться их решения.
Так и хочется сказать "бред сумасшедшего" полное дилетантство в Физике, не знание свойств Темной Материи и Темной Энергии Космология — это наука, а не гадание кофейной гуще Вероятнее деградация ученных Америки скоро достигнет все 100%         Серьезно интересуетесь космологией? Нужны точные знания по космологии? С удовольствием поделимся всем что знаем. Подробно все объясним. Приходите в КНИТУ КАИ им.А.Н.Туполева. Давайте вместе бороться с около научными статьями по данной тематике.  Чтоб более не вводить в заблуждение интересующихся или занимающихся этой важной темой ученых, инженеров и специалистов в разных областях науки и техники.Мунир Хайрутдинов
27.06.2021
Блин. Сразу и не подумал, что Александр) статья актуальная, злободневная. К сожалению мы наблюдаем печальный пример того, что история учит нас тому, что история нас ничему не учит( клановость в генетике, её пальцем не заткнёшь
    27.06.2021
    Отсутствующие в теории наблюдаемые явления обозначили через тёмную материю. Когда и её стало не хватать, добавили тёмную энергию... Темна вода во облацех... Может стоит пересмотреть начала? Вся эта посленьютоновская физика и так результат компромиссов и подгонки уравнений под реальность
      27.06.2021
      Сила науки в предсказуемых результатах. Лиго, коллаэдр, всё это реальный распил денег, с подгонкой цифр. Никому и ничего гипотетические частицы бога, которые якобы оправдывают эти мегасооружения ничего не дали. Ну разве что кроме премий. Вернуться к наблюдаемым феноменам, а не искать подтверждения в изящных уравнениях математики, которая к жизни имеет опосредованное отношение, сие пока что недостижимо
        27.06.2021
        Как в той статье, где охладили массивный объект до температуры практического нуля. Путём противодействия колебаниям этого объекта. Я люблю парадоксы, только в природе их нет
          27.06.2021
          А вы типа тут ответственный по природе )) Вы ведь даже не попытались разобраться в статье про охлаждение сразу заявили что этого не может быть. Вот такие ответственные когда-то запрещали кибернетику с генетикой потому что не могли их пощупать.
        27.06.2021
        "Сила науки в предсказуемых результатах. Лиго, коллаэдр, всё это реальный распил денег, с подгонкой цифр. " Это реальные исследовательские инструменты, и да, там не было подгонки цифр. "Никому и ничего гипотетические частицы бога, которые якобы оправдывают эти мегасооружения ничего не дали. " С открытия бозона Хиггса прошло лет десять. Скажите, через 10 лет после открытия Общей теории относительности, что она дала? Ничего. А сейчас -- Навигация спутниковая и т.д. Все потому что большие открытия за короткие сроки результатов принести не успевают. "Вернуться к наблюдаемым феноменам, " И распады на БАК, и гравиволны -- это наблюдаемые события.
          27.06.2021
          Я бы с вами с удовольствием подискутировал. Вот только необходимо предварительно сверить дефиниции, или проще говоря узнать, разговариваем ли мы на одном языке, либо на разных) потому что мне достоверно известно, как производятся "открытия" на ускорителях
            27.06.2021
            Ну так скажите откуда вам это достоверно известно. Предыдущие ваши заявления под грифом "достоверно известно" как-то не внушали доверия. Вот недавно вам было достоверно известно как изготовили вирус в Ухане и вы даже подержали свечку, когда проклятые пиндосы давали китайцам деньги на "форсификацию вирусов" Без ссылки на источники инфы надувание щек не работает.
            27.06.2021
            Дайте отгадаю вас посетил дух Стивена Хокинга и достоверно поведал, что темной материи не существует?
              28.06.2021
              Это тот, который придумал чёрные дыры, которых никто не видел, но уже нашли по всей Вселенной?)
                28.06.2021
                Черные дыры "придумали" за полтора века до Хокинга, и их существование на сегодня достоверно установлено наблюдениями -- и за их аккреционными дисками, и за гравиволнами от их слияния.
                28.06.2021
                Погодите, а что же он тогда придумал? Что-то с памятью моей стало.
                28.06.2021
                Что-то с памятью моей стало
                Это у вас навыки пользования интернетом ослабевают...
                28.06.2021
                Навык пользования источниками входит в обязательную программу обучения в любом ВУЗе. Раньше для для этого использовались книги и библиотеки. Но интернет гораздо удобней да и обновляется несравнимо чаще.
                28.06.2021
                Помилуйте, батенька, откуда в наших Африках интернет? Только беспроводная связь и выручает, тамтамы там, костры
                28.06.2021
                Только беспроводная связь и выручает, тамтамы там, костры
                Зажигайте сегодня вечером костерок, и будет вам ответ в искрах, летящих к звездам...
Вселенная прекрасна и удивительна... Она и проста и неимоверно сложна, но во многих "поведенческих факторах" она весьма схожа и действует по одним принципам. И нельзя ни в коем случае ее оценивать в одной плоскости. К примеру: 1) Центр галактики и черные дырыСкопления черных дыр, весьма логично и так и есть, что основная масса галактики собирается в ее центре, как следствие, вероятность образования черных дыр там очень высока... Однако, ни в коем случае нельзя исключать образование черных дыр в других частях галактик, их появление неизбежно при наборе объектом критического объема массы, это может быть и слияние звезд и поглощение звездой других объектов.. Просто в центре галактики этих процессов больше из-за большого скопления вещества. А уж сколько черных дыр появляется при столкновении галактик?!! 2) Формы галактик их эволюция, почему они собраны в диски с одним углом наклона? Что касательно вопроса форм галактик, они бывают разные и в процессе эволюции принимают форму из шарообразного скопления до спирали.. Ровно как и формирование "Звездной системы" из облака формируются планеты и звезды. Вот вопрос почему спираль у всех галактик вращается в одной плоскости, а не по плоскости сферы вокруг центра тяжести?! Очень интересно и вряд ли это объясняется нахождением за границей галактики черных дыр, которые формируют такое поведение галактической спирали, как написано выше в статье.. они бы неизбежно стали центром в системе ряда звезд или галактики или даже галактик, в зависимости от массы данных объектов. И при детальном изучении поведения светящихся систем обнаружили бы себя. Возьмем к примеру кольца Сатурна, или взрыв сверх новой, никакой внешний объект не выстраивает "не растягивает" материю в одной плоскости вокруг центра тяжести.. Центр остается центром, но на удивление вещество разлетается по одной плоскости со временем.. Почему-то и галактики, со временем, формируют структуру в одной плоскости. Возможно, здесь есть связь с плоскостью наклона оси планеты, звезды и т.д. вероятно это подчиняется одним законам, к примеру те же кольца Сатурна, они расположены строго перпендикулярно оси наклона вращения основного объекта, вокруг которого вращается кольцо. Почему спираль галактики не может быть наклонена строго перпендикулярно наклону оси наклона и вращения центра тяжести галактического ядра? Думаю здесь кроется весь секрет;) А уж почему у ряда скоплений галактик один угол наклона оси? Еще более интересный вопрос, который думаю стоит так же проанализировать. Ведь даже на примере нашей Солнечной системы у всех планет разный угол наклона оси вращения, думаю с галактиками аналогично и совпадения являются лишь совпадениями, а с учетом масштаба вселенной, таких совпадений может быть множество. 3) Объяснение светлых и темных галактик.-Как написано в статье, что возможность захвата ядер галактик (черных дыр) при столкновении двух галактик, конечно объясняет почему, некоторые галактики остались без ядра и имеют шарообразную или сферическую форму. Конечно такое может случиться во вселенной, но вероятней при таком стечении ядра галактик не уйдут от материи своих галактик, куда более вероятно слияние ядер и создание более массивного ядра черной дыры, возможен проход по "касательной" когда ядра не взаимодействуют, но часть галактики захватывает часть другой, это более классический и верный сюжет.- Так почему же существуют темные галактики и светлые?Вариант а)Все более банально, наш мир цикличен, эволюция идет своим ходом. Почему нельзя допустить, что по каким-то причинам "Чёрная дыра" одной из галактик набрала критическую массу, которая стала настолько огромной и в один момент не превратилась в сверх новую? Данный взрыв мог уничтожить галактическую систему, ее структуру, форму, погасить звезды после остывания вещества, она на какой то момент погасла, начался процесс формирования новых звезд и галактики.Это объясняет появление черных галактик?Давайте посмотрим на эволюцию отдельных звезд и черных дыр- есть звезды, которые превращаются в сверх новые, тем самым давая жизнь новым звездам- есть звезды, которые со временем просто гаснут.Причин тому много и как правило они связаны с массой объекта и вероятно еще некоторых процессов. Почему нельзя предположить, что некоторые черные дыры со временем не рождают "новую жизнь" Так была рождена наша вселенная, так могут рождаться и отдельные галактики. Вариант б) Старые галактики, в процессе эволюции неизбежно обретают большую массу темных дыр и все меньше светятся. в том числе и галактики, которые прошли через слияние, некоторые звезды в них погасли, некоторые еще не успели родиться, возможно и скорей всего наиболее вероятно, что при слиянии галактик с особо массивными их ядро (черная дыра) могла поглотить и всю галактику, она просто превратилась в "Убийцу галактик". масса которых так велика, что при прохождении вблизи галактики идет ее захват и поглощение, скорей всего это идет постепенный процесс "Сжатия Вселенной" Вариант в) Скорей всего "Светлые галактики" это очень молодые галактики, которые сформировались относительно недавно в следствии рождения сверх новой (разрушения одной из сверх.масивных черных дыр), на отдельных стадиях жизни они могут иметь либо незначительное ядро, с очень небольшим кол-вом тёмных дыр либо они пока могут просто отсутствовать, ведь звезда в солнечной системе тоже не сразу загорается, так и здесь. По понятным причинам в таких галактиках очень сложно найти черные дыры из-за еще незначительных размеров и незначительного воздействия на окружающую среду. Тёмная энергия:)Мне кажется нет никакой темной энергии, есть просто взаимодействие разлетающейся вселенной в результате большого взрыва, есть образование чёрных дыр", галактик и уже их влияние друг на друга в процессе расширения и их невообразимо много в пространстве нашей вселенной. Возможно "убийц галактик" тоже много и однажды мы станем свидетелями "пожирания галактики"Вероятно и существуют еще неоткрытые виды энергии и мы на пороге их открытий, просто не те методы поиска или неподходящий инструмент поиска...Рано или поздно мы откроем, получим доступ к ментальной базе данных вселенной и многим другим удивительным вещам, я уверен, что существует общее информационное поле, открыв которое мы получим обмен мыслями и доступ к многим тайнам нашего мира, как следствие пропадет преступность и начнется принципиально другая жизнь.Есть еще другие вселенные, которые находятся на стадии "темной материи" и ждут своего часа, часа рождения новой вселенной и как они взаимодействуют друг с другом?))) Мир прекрасен и удивителен.
    27.06.2021
    С темной энергией на самом деле влияние черных дыр тоже чувствуется, но это отдельная тема, и для отдельного материала.
      28.06.2021
      Предлагаю попробовать считать ТЭ результатом пустого пространства как такового. Ведь считается же гравитация рез-м искажения пространсва-времени от массы тела. Почему бы не наоборот? Может быть пустое пр--во - время от самой пустоты тоже искажается. Но скорее всего это чушь в порядке бреда.
    27.06.2021
    Когда-то мне в голову забрела забавная аналогия расширения Вселенной с центробежными явлениями на аттракционе "колесо смеха". Как бы точно человек ни прилаживался к его центру, его все равно с ускорением оттуда вынесет из-за дисбаланса относительно оси вращения колеса. И усилия сидящих на колесе цепляться друг за друга (это уже аналогия гравитации) не предотвратят итоговый результат. Возникает иллюзия непреодолимой силы... Мне кажется, что нечто подобное этой иллюзии содержится и в подсчетах доли темной энергии в общей массе Вселенной на основании наблюдаемого результата...
      28.06.2021
      Если бы центр "аттакциона смеха" обладал бы большой массой, то вы бы никуда не улетели, несмотря ни на какие дисбалансы, что и подтверждает повседневный опыт, с Земли же вас не уносит. Второе. Вселенная не имеет какого-то общего центра. вокруг которого она вращается. Хотя раньше думали также, как и Вы, и считали таким центром планету Земля. Гравитация есть не цепляние объектов друг за друга, а рез-т искажения пространства-времени в рез-те действия массы объекта.
26.06.2021
-Тимон? -Да… -Ты никогда не любопытствовал , что это там за звездочки сверкают.. -Я не любопытствовал! Я знаю! -Да..?? - И что же это такое? - Это светлячки, которые прилипли к этой штуке сверху.. - А.. о господи! А я то думал, что это огромные сгустки плазмы, пылающие за миллионы световых лет от сюда.. Вечно все ты путаешь.. - Симба! А ты что скажешь? - Ну.. я не знаю.. - Да ладно!!! выкладывай давай - Кто-то рассказал мне.. Что это великие короли прошлого, которые смотрят на нас сверху вниз.. - Великие короли прошлого? Ха-ха-ха.. - Кто тебе такую глупость сказал? - Да.. глупо конечно… - «Король Лев». 1994
нераскрыта тема про конец Вселенной? Упомянут только цикл. Но Что за цикл? Какой именно из вариантов конца Вселенной отменяется? Большое сжатие? Большой разрыв? Или тепловая смерть Вселенной? И какой цикл предполагается? И если большая часть массы Вселенной сосредоточена в чёрных дырах, то получается, что Вселенная уже на завершающем этапе своего существования. Ведь большинство бывшей раньше материи перешло в состаяние черных дыр и в конечном итоге вся материя вселенной перейдёт в чёрные дыры, и как раз сейчас завершающий этап существования Вселенной.
    27.06.2021
    До недавнего времени доминировали представления о том, что расширение Вселенной не остановится, и итогом, в зависимости от темпов расширения будет либо тепловая смерть, либо Большой разрыв. В рамках теории, где ТМ -- это черные дыры, ситуация закончится очередным циклом сжатия Вселенной, правда, не до точки, но до довольно компактного пространства. Настолько компактного, что цивилизации должны погибнуть (кроме, возможно, ультрапродвинутых), но вот Вселенная сохранится -- и у нее будет следующий цикл расширения-сжатия.
      21.07.2021
      Никогда не было супер большого Большого Взрыва рождения из ничего в один момент сразу всей массы и энергии вселенной и некоторого первичного объёма "нематериального" пространства космоса! И никогда не будет Большого Разрыва вселенной в ничто. Потому что вселенная работой процесса бытия равно пропорционально прирастает на относительную величину Объёмно-Массовой Постоянной Хаббла = 6,591*10^-18 в секунду. Подробности в научной публикации: А.К. Макеев. Самовоспроизводство материи // Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. P. 213-220. UDC 001.18 BBC 72 P 93 ISBN 978-601-267-398-2 https://drive.google.com/file/d/0B_W2hkSE3iXram5DX1FoX3NsLVE/view
Eduard Magaram
26.06.2021
Возможно, что неверен постулат о том, что темная материя состоит из частиц, а это энергия в форме, пока не доступной исследователям. Ведь вся вселенная-это только энергия в бесконечно разнообразных формах взаимодействия. А любая, самая "материальная" субстанция состоит только из энергии.
    27.06.2021
    Термины энергия, масса, гравитация, инерция, поле... имеют такое же отношение к действительности, какое имеют вот эти черные точки на экране, изображающие буквы, складывающиеся в слова, к идеям, которые якобы являются выражением мыслей, образующихся вследствие неких процессов в мозгу, которыми якобы управляют в процессе того, что называют мышлением... Которое можно определить, как способ относительного познания совершенно непонятного с помощью принципиально невнятного... )))
      27.06.2021
      На самом деле только физика и имеет значение, достаточно хотя бы начать читать Фейнмана, чтобы это понять. Уже в первых главах своих "Фейнмановских лекций" он пишет, что все науки есть физика, и только она. А данная статья касается астрофизики.
      Iggi
      27.06.2021
      Уважаемый Лев, но Вы противоречит е сам себе, точки превращаются в линии, буквы, слова, фразы и описывают все происходящее, происходимое и , возможно, будет происходить. И невнятное превращается во внятное, но не всегда объяснимо е, пока ещё!
      Eduard
      27.06.2021
      Да, это так. Но любой термин ассоциируется (принят) исследователями с определенными свойствами конкретной субстанции, и поиск этой субстанции происходит в пространстве существования этих конкретных свойств. Ведь человек всегда ищет неизвестное как проекцию известного на неизвестное.
26.06.2021
« для типичной звезды вероятность достаточно близкого прохождения мимо такого скопления примерно сопоставимо с вероятностью попадания одной пулей в другую.» По теории Вселенная постоянно расширяется. Значит некогда было состояние, при котором такие вероятности были более реальны.. а в самом начале (если было оно это начало) они должны были постоянно сталкиваться? Или нет? Может это вообще управляемый процесс?
    27.06.2021
    Думаю, может Вам стоить прочесть лит-ру на эту тему - Тайсон, Голдсмит "История всего. 14 миллиардов лет эволюции". Сам только что окончил, и до сих пор под впечатлением. А тут сразу и такая статья. Хорошо, с ТМ расправились. А как быть с темной энергией - что это такое, откуда, как работает? Она ведь есть, и она растаскивает Вселенную в разные стороны, и это факт.
      27.06.2021
      Это фикция, кажущееся действие, возникающее из-за того, что скорость гравитационных волн конечна. Как пишет Горькавый, представьте себе, что по дороге ночью едет ряд автомобилей с зажжёнными фарами. Сами машины мы не видим, мы видим только свет фар и видим, что расстояние между ними статично. Представьте теперь, что задние авто начали тормозить. Что мы увидим? Правильно, расстояние между светящимися фарами передних и задних машин начало увеличиваться. Означает ли это, что передние машины вдруг ускорились? Нет, не означает. А что будет, если мы не знаем, что задние машины начали тормозить? Тогда, конечно, мы вполне можем предположить, что это не задние машины тормозят, а передние ускоряются, и, значит, на передние машины воздействует некая тёмная энергия, которая и придаёт им дополнительное ускорение. Вот такую "тёмную энергию" мы сейчас, вполне возможно, и наблюдаем.
        28.06.2021
        Что-то не сходится, при всем уважении к Горькавому. Мы не сравниваем скорости "задних" со скоростью "передних". А наоборот, скорость и задних, и передних доходит до земного наблюдателя отдельно, отдельными квантами световых волн, не взаимодействую между собою, и смещения вычисляются отдельно для задних и передних. И чего и заключается, что задние едут быстрее. Или чушь несу?
      21.07.2021
      Тёмная энергия это энергия работы процесса бытия, равно пропорционально приращивающая объём пространства неплотного объёма пространства вакуума и эфира и массу плотного объёма пространства вещества. Относительная величина этого прироста отображается Объёмно-Массовой Постоянной Хаббла = 6,591*10^-18 в секунду. Следовательно, в грамме любого вещества, содержащего Число Авогадро а.е.м. (A=6,02214*10^23 а.е.м./г) работа процесса бытия рождает около 4 миллионов новых атомных единиц массы в форме новых нейтронов в секунду. Вот это рост объёма неплотного объёма пространства вакуума и эфира раздвигает друг от друга планеты, звезды, галактики. А вещество при этом прирастает в массе. Период удвоения совокупного объёма пространства космоса и совокупной массы вещества вселенной составляет около 3,3325 миллиардов лет. Источник: А.К. Макеев. Самовоспроизводство материи // Materials of the international scientific-practical conference: "Prospects for the Development of Modern Science" – Jerusalem, Israel: Regional Academy of Management, 2016. – 535 p. P. 213-220. UDC 001.18 BBC 72 P 93 ISBN 978-601-267-398- 2 https://drive.google.com/file/d/0B_W2hkSE3iXram5DX1FoX3NsLVE/view
Хм.. шаровые скопления чёрных дыр. Может ли так быть, что пространство Вселенной наполнено такими шаровыми скоплениями, как затвердевшая лава/пемза наполнена полостями? Шаровые скопления чёрных дыр могут быть большими и малыми. Их распределение по пространству может быть плотным или редким.. Интересно, что происходит с шаровыми скоплениями чёрных дыр при их соприкосновении? Сливаются ли они, образуя более объёмный шар.. или между ними остаются условные "перепонки", как между соприкасающимися мыльными пузырями? И чем наполнено пространство там, где не наблюдается шаровых сколений? Может, из этих скоплений чёрных дыр может утекать Тёмная материя, которая и распределяется по пространству? Вопросов ничуть не меньше, только они стали другими..
Yuriy Portnov
26.06.2021
Теория MACHO конечно объясняет некоторые детали, но есть несколько нестыковок: 1. Если черные дыры собраны в отдельные скопления, и они для устойчивости вращаются вокруг центра галактики, то как и звезды они вскоре окажутся в плоскости галактики и тогда распределение темной материи уже не будет сферически симметричным которое наблюдается. 2. При столкновении галактик такие скопления черных дыр будут вызывать сильные отклонения звезд от своих траекторий, что должно быть заметным. Также при столкновении черных дыр со звездами и газовыми облаками и их поглощением, неизбежно излучение в виде джетов, которые тоже должны быть наблюдаемы. А это не наблюдается.
    26.06.2021
    "1. Если черные дыры собраны в отдельные скопления, и они для устойчивости вращаются вокруг центра галактики, то как и звезды они вскоре окажутся в плоскости галактики и тогда распределение темной материи уже не будет сферически симметричным которое наблюдается." Поскольку в этих скоплениях 4/5 всей массы галактик, плюс расстояние от них до видимой части галактики огромное (гало ТМ намного больше диска обычной материи), вращение вокруг центра их если и "выровняет", то за очень большое время. Не факт, что времени жизни Вселенной хватило бы. "При столкновении галактик такие скопления черных дыр будут вызывать сильные отклонения звезд от своих траекторий, что должно быть заметным." Вы забываете про частоту их встречаемости. Космос огромен, и для типичной звезды вероятность достаточно близкого прохождения мимо такого скопления примерно сопоставимо с вероятностью попадания одной пулей в другую. " Также при столкновении черных дыр со звездами и газовыми облаками и их поглощением, неизбежно излучение в виде джетов, которые тоже должны быть наблюдаемы." Та же история. Типичные ЧД, которые обнаруживает ЛИГО -- десятки масс солнца каждая. Представим себе шаровое скопление из таких объектов -- при равных размерах со звездным скоплением оно может быть порядка на два массивнее. То есть этих шаровых скоплений не так-то много. Вероятность пройти близ них поэтому очень низкая (как и гравилинзирования, увы).
      Yuriy
      27.06.2021
      Александр, Вы конечно правы в первом пункте. по поводу времени требуемого на полное смещение скопления ЧД в галактическую плоскость. Но ведь даже незначительное время смещения скоплений ЧД в плоскость галактики будет приводить к тому, что сферическая симметрия в распределении темной материи будет нарушаться. А как показывают наблюдения (на примере существования у галактик NGC 2685, NGC 4650A, А 0136−0801 и ESO 415-G26 колец) даже незначительного нарушения не наблюдается. Что касается второго пункта, то газовые облака на окраинах галактик это не точечные объекты как звезды, они весьма протяжены, а значит при столкновении галактик вероятность столкновения скопления ЧД и галактического газа весьма отлична от нуля.
очень интересно и довольно доходчивый стиль, особенно в конце, когда вопросами напоминалась суть проблемы. Спасибо!
walkon dead
26.06.2021
Что получается секрет разгадан? Темная материя - это скопление черных дыр, а темная энергия тогда что? (я вообще в этом не шарю)
    есть и то, и то. Темная материя и темная энергия придуманы для пояснения многих непонятных моментов. Они наверняка есть, но не ясна их структура, суть. Почитайте на вики. Их в космосе 90 с гаком процентов, видимая материя - лишь маленькая часть от общей материи космоса.
      26.06.2021