«Орион»: улететь за пределы околоземной орбиты — Naked Science
9 минут
Редакция

«Орион»: улететь за пределы околоземной орбиты

3.6

По окончании программы «Аполлон» за пределы низкой околоземной орбиты выходили только непилотируемые аппараты: зонды, роботы и спутники. Аэрокосмическое агентство США возлагает большие надежды на космический аппарат «Орион», несмотря на множество сопровождавших его разработку проблем.

«Орион»
©Wikipedia

Многоцелевой пилотируемый корабль «Орион» (Orion Multi-Purpose Vehicle или MPCV) — космический аппарат, разрабатываемый NASA для доставки астронавтов за пределы земной орбиты. Его первый тестовый полет агентство провело в декабре 2014 года. Следующий полет станет первым непилотируемым испытанием системы космических запусков, вслед за которым последуют пилотируемые миссии в 2020-х.

По форме напоминающий «Аполлон», «Орион» предназначен для перевозки шести астронавтов в такие места, как Луна и Марс. Тем не менее новый аппарат гораздо больше своего предшественника и оснащен передовой электроникой, которой не было у астронавтов в 60-х и 70-х годах XX века.

Во время пассажирских перевозок «Орион» будет летать в тандеме с Space Launch System — ускорителем нового поколения, предназначенным для вывода астронавтов за пределы низкой околоземной орбиты. Однако первый испытательный полет пассажирского космического аппарата прошел с использованием тяжелой ракеты Delta 4 Heavy.

Система Space Launch System, на которой планируется вывести «Орион» c низкой околоземной орбиты / © NASA

Как создавался «Орион»

Главный разработчик космического аппарата — Lockheed Martin. Компания начала работу над «Орионом» в 2004 году, во время борьбы за контракт, который к моменту подписания в августе 2006 года оценивался примерно в 8,15 миллиарда долларов.

Изначально «Орион» строился для программы NASA Constellation, в процессе которой планировалось доставить людей на МКС, Луну и — в итоге — на Марс. В 2010 году программу отменили после того, как администрация президента США Барака Обамы потребовала, чтобы Аэрокосмическое агентство сосредоточилась на других целях.

На тот момент NASA уже потратило пять миллиардов на разработку «Ориона», а Lockheed Martin трудилась над космическим аппаратом почти шесть лет. В начале 2011 года NASA намекнуло, что аппарат может быть перепрофилирован для новых целей. Вскоре агентство представило свой план многоцелевого пилотируемого корабля, который по дизайну был относительно близок к космическому аппарату «Орион», но его можно было использовать для нового мандата.

«Мы приняли решение на основе достигнутого прогресса, — заявил 24 мая 2011 года Даг Кук, помощник администратора в управлении NASA Exploration Systems Mission Directorate. — Было решено, что лучше всего придерживаться [дизайна «Ориона»]».

Дизайн космического аппарата

 «Орион» состоит из капсулы в форме круглого леденца и сервисного модуля. Он имеет восемь метров в длину и пять метров в диаметре. Обитаемый объем космического аппарата — 8,95 кубического метра, что в полтора раза больше, чем на «Аполлоне».

Командный модуль «Ориона» — всего лишь одна из нескольких частей аппарата. У него есть система отмены запуска для эвакуации астронавтов из аппарата, если что-то пойдет не так при старте.

В сервисном модуле, построенном Европейским космическим агентством (ЕКА), есть солнечные панели для генерирования электроэнергии, кислород для дыхания и ракетные двигатели для приведения аппарата в движение. У «Ориона» также есть адаптер космического аппарата (закрывающий сервисный модуль во время запуска) и приборный блок, в который входят системы наведения и контроля для ускорителя.

Сервисный модуль «Ориона» и команда техников и инженеров NASA / © NASA

Первый тестовый полет и дальнейшие планы

Первый непилотируемый тестовый полет «Орион» — Exploration Flight Test-1 или EFT-1 — совершил 5 декабря 2014 года. Он был первым полетом более чем за 40 лет — с момента последней миссии программы «Аполлон» в 1972 году, — во время которого космический аппарат, созданный для людей, вылетел за пределы низкой околоземной орбиты.

Представители NASA заявили, что космическая капсула работала практически без проблем, а полет продлился 4,5 часа. Перед тем как перейти к высокоскоростному входу в плотные слои атмосферы, «Орион» парил на высоте 5800 километров над Землей. Парашюты и огромный тепловой экран аппарата сработали успешно. На Землю были отправлены отличные фото планеты, сделанные из иллюминатора капсулы перед тем, как она опустилась в воды Тихого океана.

Изначально NASA планировало провести следующий полет «Ориона» в 2017-м на борту ракеты Space Launch System. Однако 2018 год подходит к концу, а график полетов сместился уже на 2020 год. Есть информация и о том, что новые полеты могут перенести на еще более поздние сроки.

Установка теплового экрана на капсулу «Орион» / © NASA

В 2018 году Управление главного инспектора NASA опубликовало доклад, в котором говорилось, что разработка Space Launch System задерживается и уже превысила свой бюджет. В документе также упоминались многочисленные проблемы, связанные с разработкой ракеты, включая слишком оптимистичные сроки изготовления, проблемы с погодой и технические неполадки.

Тем не менее испытания и разработка «Ориона» продолжаются. В этом году были проведены некоторые очень важные тесты, включая последний парашютный тест, установку теплового экрана и завершение работы над резервуаром высокого давления.

В итоге одним из первых пунктов назначения для «Ориона» может стать Лунная орбитальная платформа-шлюз (Lunar Orbital Platform-Gateway или LOP-G) — лунная космическая станция, находящаяся сейчас на стадии разработки. Развертывание станции запланировано на середину 2020-х.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Комментарии

Написать комментарий
4 часа назад
52 минуты
Александр Березин

Решение Совета по космосу РАН повременить с созданием сверхтяжелой ракеты для полетов на Луну звучит странно. Куда откладывать лунную ракету, когда в США средство полета туда отправится в космос уже в 2022 году? Если присмотреться к ситуации внимательно, все еще хуже. Starship — не просто ракета для полетов к Луне и Марсу, а технологическое решение, которое навсегда перевернет военно-политический баланс на Земле. Попробуем разобраться, откуда у «Роскосмоса» такое нежелание посылать людей в дальний космос и как прорывной проект Илона Маска может оказаться дорогой к настоящей Звезде Смерти.

Вчера, 15:51
5 минут
Ольга Иванова

Не потерять — в буквальном смысле. Ведь как всем известно, самки этих насекомых нередко промышляют тем, что откусывают голову (и другие части тела) самцам сразу после или даже во время спаривания. Ученые из Новой Зеландии выяснили, что мужские особи одного из видов богомолов могут применять определенную тактику для того, чтобы защититься от нападения агрессивной самки.

5 часов назад
7 минут
Василий Парфенов

Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полумифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.

16 января
5 минут
Илья Ведмеденко

Россия подняла в небо группу из шести военно-транспортных самолетов Ан-124-100. Такие тренировки позволяют отработать переброску на большие расстояния личного состава воинских подразделений.

18 января
5 минут
Василий Парфенов

В московском аэропорту Жуковский произошло ЧП: за пределы взлетно-посадочной полосы выкатился новейший отечественный авиалайнер МС-21-300. Он проходил испытания, во время которых имитировали прерванный полет из-за отказа одного двигателя.

16 января
9 минут
Василий Парфенов

Специалисты по информационной безопасности нашли пренеприятнейшую особенность ОС Windows 10. Ее штатный драйвер файловой системы NTFS при определенных условиях реагирует крайне деструктивным образом — критически повреждает главную файловую таблицу MFT. Вызвать такое его поведение можно огромным количеством способов: от создания подготовленной веб-страницы до отправки картинок, файлов и документов жертве.

4 января
2 минуты
Илья Ведмеденко

В России приступили к летным испытаниям нового Ту-214. По имеющимся данным, речь идет о третьем и заключительном экземпляре Ту-214ПУ, изготовленном по контракту от 2017 года.

6 января
42 минуты
Александр Березин

Попытки нашей страны создать замену сверхмассовому биплану советской эпохи терпят неудачи вот уже тридцать лет. Причина проста: кризис легкомоторной авиации в целом. Когда-то самая передовая часть авиастроения сегодня застряла на решениях большой древности — и без резкого изменения всей концепции "летающего такси" так и не увидит заметных результатов.

4 января
7 минут
Василий Парфенов

Наступление Мирового океана на сушу, как правило, связывают с глобальным потеплением. Однако испанские геологи описали еще одну проблему, которая только усугубляет ситуацию. Они подсчитали, что из-за проседания почв территория, на которой проживает 19% населения Земли, окажется ниже уровня моря уже к 2040 году.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: