Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Индийцы запустили к Луне планетоход
Несмотря на большое число попыток, до сих пор высадить рабочие луноходы на Селене удавалось только СССР, США и Китаю. Учитывая ничтожную стоимость новой миссии, в случае ее успеха Индия покажет высокую зрелость своего космического сектора.
В пятницу, 14 июля, в 12:05 по московскому времени, Индийская организация космических исследований запустила миссию «Чандраян-3» с космодрома на острове Шрихарикота. Запуск провели с помощью индийской ракеты Launch Vehicle Mark-III массой 640 тонн с полезной нагрузкой до 10 тонн (в этой миссии — меньше, потому что вывод был на более высокую орбиту). Это достаточно необычная по мировым меркам ракета, каждая из трех ступеней которой работает на своем особом топливе.
Launch Vehicle Mark-III вывела в космос непилотируемый корабль, который доставит к орбите на высоте в 100 километров над Луной посадочный аппарат с луноходом внутри. В заправленном виде конструкция весит две тонны. Ее цель — доставить на поверхность Луны (69-й градус южной широты) 26-килограммовый луноход.
Запуск, посадка и сама эксплуатация планетоходов — исключительно сложная задача. Как Naked Science уже подробно писал, планетоходы — не реальные автоматы: фактически это телеуправляемые земными операторами системы, поскольку уровень существующего и перспективного ИИ слишком низок, чтобы управлять планетоходом сколько-нибудь безопасно. И даже с людьми-операторами планетоходы и в 60-х годах, и в XXI веке периодически гибнут потому, что заехали не туда. Поэтому эксплуатируют их крайне осторожно: американские марсоходы, например, едут не более 100 метров в день, а пока единственный китайский марсоход «Чжужун» за год работы преодолел всего 1,9 километра.
Учитывая все эти сложности, индийцы преднамеренно проектировали луноход простым и предельно компактным с минимумом приборов на борту. Его системы позволяют провести спектральный анализ местного грунта в точке высадки, измерить его температуру и теплопроводность в самом верхнем, поверхностном слое, а также оценить плотность разреженной плазмы (сверхтонкой «атмосферы») у поверхности Селены. На этом его научные возможности в основном исчерпаны.
Ожидаемый «пробег» лунохода — 500 метров, а время работы — всего 14 суток. Такое непродолжительное время работы обусловлено простотой аппарата: у него есть солнечная батарея, но нет радиоизотопного источника энергии, позволяющего луноходу не переохладиться двухнедельной лунной ночью, когда температура на поверхности падает до минус 170 градусов Цельсия. Высадка должна состояться в августе этого года.
Тем не менее, если у индийцев все получится, это станет большим достижением. Стоимость миссии «Чандраян-3» — всего 90 миллионов долларов, что по любым меркам весьма немного, тем более для миссии, запускаемой на одноразовом носителе. Типичные лунные миссии других стран как минимум в несколько раз дороже.
Кроме того, успешная миссия такого рода — признак технической зрелости. Попытки частных компаний, включая израильскую, высадить свои аппараты на поверхности Луны до сих пор терпели неудачу. Та же Индия в 2019 году пробовала посадить там свой луноход, похожий на нынешний, но из-за ошибки в программном обеспечении посадочного модуля он разбился о поверхность Луны. Страна, которая может высадить его в рабочем виде, проходит своего рода тест на «космическую зрелость».
Возможно, чтобы пройти этот тест, индийцы чуть упростили задачу: луноход прилунится не у южного плюса естественного спутника Земли, а просто в высоких широтах, ниже 70-го градуса южной широты. Ближе к полюсу местность становится более пересеченной и поэтому сложной для мягкой посадки в автоматическом режиме.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Исследования ученых РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина подтвердили, что технология производства авиационного топлива SAF из растительных лигноцеллюлозных отходов позволит снизить выбросы углекислого газа на 75% по сравнению с нефтяным керосином.
На стыке трех литосферных плит у Красного моря заметили необычный вулканический процесс: где-то магма поднимается равномерным потоком, где-то — по частям. По мнению геологов, такой «пульс» вызван тем, что в некоторых местах магма с большим трудом пытается пробиться на поверхность.
За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».
Снимки с фотоловушек давно стали культурным явлением. Особенно забавными выглядят медведи. Мы с удовольствием смотрим на зверей, попавших в объектив камер в национальных парках: тигр украл фотоловушку, муравьед проехал верхом на муравьеде и так далее. Но не все животные настолько обаятельные. Ученые из США решили развить эмпатию к гремучим змеям, которых многие боятся. Для этого специалисты запустили трансляцию из «мегалогова», где рептилии отдыхают и рожают потомство.
Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии