Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Индийцы запустили к Луне планетоход
Несмотря на большое число попыток, до сих пор высадить рабочие луноходы на Селене удавалось только СССР, США и Китаю. Учитывая ничтожную стоимость новой миссии, в случае ее успеха Индия покажет высокую зрелость своего космического сектора.
В пятницу, 14 июля, в 12:05 по московскому времени, Индийская организация космических исследований запустила миссию «Чандраян-3» с космодрома на острове Шрихарикота. Запуск провели с помощью индийской ракеты Launch Vehicle Mark-III массой 640 тонн с полезной нагрузкой до 10 тонн (в этой миссии — меньше, потому что вывод был на более высокую орбиту). Это достаточно необычная по мировым меркам ракета, каждая из трех ступеней которой работает на своем особом топливе.
Launch Vehicle Mark-III вывела в космос непилотируемый корабль, который доставит к орбите на высоте в 100 километров над Луной посадочный аппарат с луноходом внутри. В заправленном виде конструкция весит две тонны. Ее цель — доставить на поверхность Луны (69-й градус южной широты) 26-килограммовый луноход.
Запуск, посадка и сама эксплуатация планетоходов — исключительно сложная задача. Как Naked Science уже подробно писал, планетоходы — не реальные автоматы: фактически это телеуправляемые земными операторами системы, поскольку уровень существующего и перспективного ИИ слишком низок, чтобы управлять планетоходом сколько-нибудь безопасно. И даже с людьми-операторами планетоходы и в 60-х годах, и в XXI веке периодически гибнут потому, что заехали не туда. Поэтому эксплуатируют их крайне осторожно: американские марсоходы, например, едут не более 100 метров в день, а пока единственный китайский марсоход «Чжужун» за год работы преодолел всего 1,9 километра.
Учитывая все эти сложности, индийцы преднамеренно проектировали луноход простым и предельно компактным с минимумом приборов на борту. Его системы позволяют провести спектральный анализ местного грунта в точке высадки, измерить его температуру и теплопроводность в самом верхнем, поверхностном слое, а также оценить плотность разреженной плазмы (сверхтонкой «атмосферы») у поверхности Селены. На этом его научные возможности в основном исчерпаны.

Ожидаемый «пробег» лунохода — 500 метров, а время работы — всего 14 суток. Такое непродолжительное время работы обусловлено простотой аппарата: у него есть солнечная батарея, но нет радиоизотопного источника энергии, позволяющего луноходу не переохладиться двухнедельной лунной ночью, когда температура на поверхности падает до минус 170 градусов Цельсия. Высадка должна состояться в августе этого года.
Тем не менее, если у индийцев все получится, это станет большим достижением. Стоимость миссии «Чандраян-3» — всего 90 миллионов долларов, что по любым меркам весьма немного, тем более для миссии, запускаемой на одноразовом носителе. Типичные лунные миссии других стран как минимум в несколько раз дороже.

Кроме того, успешная миссия такого рода — признак технической зрелости. Попытки частных компаний, включая израильскую, высадить свои аппараты на поверхности Луны до сих пор терпели неудачу. Та же Индия в 2019 году пробовала посадить там свой луноход, похожий на нынешний, но из-за ошибки в программном обеспечении посадочного модуля он разбился о поверхность Луны. Страна, которая может высадить его в рабочем виде, проходит своего рода тест на «космическую зрелость».
Возможно, чтобы пройти этот тест, индийцы чуть упростили задачу: луноход прилунится не у южного плюса естественного спутника Земли, а просто в высоких широтах, ниже 70-го градуса южной широты. Ближе к полюсу местность становится более пересеченной и поэтому сложной для мягкой посадки в автоматическом режиме.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Рыжие кошки давно привлекали внимание генетиков: большинство из них — самцы, среди самок такой окрас встречается значительно реже. Точку в этом вопросе поставили исследователи из Японии, обнаружив мутацию, отвечающую за рыжий окрас у домашних кошек.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии