Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Илон Маск рассказал о причинах аварии Starship и дате его следующего запуска
По его словам, обломки бетона тут ни при чем, а причины аварии принципиально иные. Кроме того, он ожидает нереалистично быстрого следующего запуска нового космического корабля.
Илон Маск 29 апреля 2023 года в чате только для подписчиков со своего аккаунта в Twitter сделал ряд заявлений по случившейся аварии при первом запуске Starship в космос и перспективах следующих испытаний. По его словам, первый пуск «имел примерно тот исход, на который я рассчитывал, и, быть может, слегка превзошел мои ожидания». Ключевым результатом первых испытаний Starship (до этого испытывалась только одноименная вторая ступень, интегрированная с кораблем) он считает два момента. Во-первых, то, что носителю сразу удалось улететь со стартовой площадки, во-вторых — что он успел отправить данные из периода до преодоления максимального скоростного напора.
Также он заявил: «Как ни странно, мы не видим [в данных, полученных от Starship на испытаниях] свидетельств того, что «каменное торнадо» действительно повредило двигатели или теплозащиту существенным образом. Это могло произойти, но у нас все еще нет свидетельств этого». Под «каменным торнадо» Илон Маск имел в виду массовый полет во все стороны кусков жаропрочного железобетона от стартовой площадки. Та разрушилась от работы двигателей первой ступени Starship на 80 процентах от полной мощности. Ранее та же площадка перенесла статические испытания, при которых три десятка двигателей первой ступени работали на 50 процентах мощности.
Крупные обломки бетона разлетелись в радиусе примерно километра от стартовой площадки, мелкие частицы — до 10 километров от точки пуска. Чтобы в следующий раз это не повторилось, SpaceX планирует установить под стартовой «табуреткой» Starship стальное водораспыляющее устройство, направленное вверх и охлаждаемое большими объемами воды. Оно должно будет подавить пылеобразование и охлаждать стартовую площадку достаточно, чтобы избежать ее разрушений.
Что же стало причиной аварии испытываемого носителя, если не «каменное торнадо»? Во-первых, сразу после старта отказали или были отключены системой самодиагностики (но не взорвались) Starship три двигателя Raptor из 33. С 30 двигателями ракета еще могла достигнуть космоса. Однако на 27-й секунде полета вышел из строя двигатель №19, и в этот же момент некое событие оторвало часть тепловой защиты вокруг этого двигателя и еще трех. В этот момент, по словам Маска, из кормы ракеты шли хорошо различимые языки пламени. Уже после этого до космоса Starship дотянуть не мог, но испытания продолжались, чтобы получить более полную картину прохождения им атмосферы.
На 62-й секунде была повреждена теплозащита двигателя №30, хотя он, как ни странно, продолжал при этом работать. На 85-й вышел из строя другой двигатель, после чего возможность управления вектором тяги Starship была потеряна. Что необычно, после того, как операторы полета отдали команду на самоподрыв ракеты (чтобы она упала в безопасном районе моря, не повредив никому), ракета не разрушалась еще сорок секунд. Обычно заряд самоподрыва работает сразу или не работает вообще. Не вполне ясно, почему в этот раз он сработал, но с таким значительным запозданием.
Совершенно удивительным выглядит заявление Илона Маска о том, что следующие испытания Starship могут состояться через два месяца. Хотя собственно готовые носители у компании есть (и не один), ремонт стартовой площадки должен быть достаточно непростым и времязатратным. Как все это можно сделать за два месяца — не ясно. Не исключено, что срок старта сдвинется, и в реальности вторые испытания собранного носителя состоятся осенью.
Интересно, что Маск считает: уже готовые первые ступени Starship имеют существенно более надежные двигатели Raptor и теплозащиту к ним, чем та ступень, что взлетела с Бока-Чика 20 апреля 2023 года. И, таким образом, радикальная переработка материальной части носителей для следующих испытаний не нужна. Глава SpaceX полагает, что в следующих испытаниях носитель имеет существенные шансы пройти стадию разделения первой и второй ступени, а вторая ступень сможет достигнуть космоса «с шансами выше 50 процентов».

До конца года, по его мнению, эта цифра повысится до 80 и более процентов, а в ближайшие 12 месяцев — до 100 процентов. Это крайне оптимистические оценки, если учесть, насколько Starship больше любой другой ракеты в земной истории, и насколько он отличается от всех когда-либо существовавших предшественников и по другим параметрам, а не только по размерам и массе. Достаточно напомнить, что до этого носителя ни один не имел полнопоточные жидкостные ракетные двигатели с полной газификацией компонентов.
По плану, в случае успеха следующего пуска Starship должен будет совершить суборбитальный полет, и упасть в море в районе Гавайев. Суборбитальная траектория выбрана для того, чтобы в случае отказа управления второй ступенью на орбите она все равно упала бы в нужном районе, а не неизвестно куда, как могло бы случиться при отказе системы управления в орбитальном полете.
Согласно оценке Маска, общие затраты его компании на программу Starship в этом году будут около двух миллиардов долларов при четырех-пяти испытательных пусках. Такая сумма складывается не только из собственно запусков, но из программы постепенной модернизации космодрома — установки водной системы охлаждения и пылеподавления на стартовом столе, замене емкостей с топливом на имеющие вакуумную изоляцию и ряд других мер.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
Ежедневно, еще до восхода солнца, миллионы птиц по всей планете наполняют воздух своими голосами. Этот рассветный концерт — одно из самых красивых и загадочных явлений природы. Почему пернатые певцы предпочитают встречать день именно так? Авторы нового исследования предложили простой ответ: птицы не могут иначе. Ночь заставляет их молчать, а утро дает долгожданную свободу, выплескивающуюся в бурном и страстном хоре.
Исследователи объяснили, как цивилизация майя добивалась высокой точности в предсказании солнечных затмений на протяжении столетий. Для коррекции накапливающихся астрономических неточностей они использовали сложную систему пересекающихся календарных таблиц.
Проанализировав данные наблюдений, полученных с помощью наземных обсерваторий за последние два десятилетия, астрономы обнаружили потенциально обитаемый мир — суперземлю Gliese 251 c (GJ 251 с). Планета обращается вокруг красного карлика на расстоянии около 18 световых лет от Земли и считается одним из самых перспективных кандидатов для поисков жизни.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Команда исследователей из Т-Технологий и МФТИ разработала метод, позволяющий построить детальную «карту» эволюции абстрактных понятий в глубине больших языковых моделей. Этот подход, основанный на «графах потоков признаков», не только открывает «черный ящик» ИИ, делая его работу прозрачной, но и дает в руки ученых мощный инструмент для точного управления поведением нейросетей, например, для подавления нежелательных тем в генерируемом тексте.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
В современном доме, насыщенном разнообразной техникой, удлинители стали незаменимым атрибутом, позволяющим обеспечить электропитанием все необходимые устройства. Однако мало кто задумывается, что привычное использование этого аксессуара может нести серьезную угрозу безопасности. По статистике, значительная часть бытовых пожаров происходит из-за неправильной эксплуатации электропроводки и вспомогательных устройств. Какие приборы категорически нельзя подключать через удлинители и почему это может привести к трагическим последствиям, рассказывает профессор кафедры наноэлектроники РТУ МИРЭА, доктор физико-математических наук Алексей Юрасов.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.
 
        Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно 
      Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно 
      Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно 
	        Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
 
   
   
   
   
   
   
   
  
Последние комментарии