05.09.2023
Михаил Орлов
44 329

Биологи выяснили, почему кошки так любят рыбу, в особенности тунца

3.5

Любовь кошек к рыбе и морепродуктам вошла в пословицы, но откуда это пристрастие у животных родом из пустыни, где такой пищи нет? В новой статье ученые выяснили молекулярные механизмы кошачьих вкусов — оказалось, эти животные различают главным образом умами, но не сладкое и горькое, и обожают тунца из-за особых мутаций в рецепторах на вкусовых сосочках.

Кошки любят рыбу
Кошки любят рыбу, но почему? / © thecatsite.com / Автор: Regulus Tremerus

Кошки любят рыбу — настолько сильно, что, кажется, готовы пойти ради нее на все. Это так привычно и обыденно, что вопрос «почему» даже не приходит в голову. А ведь кошка была одомашнена 10 тысяч лет назад на Ближнем Востоке — в засушливой пустынной области, где о море и рыбе можно только мечтать.

Но ведь вкусовые предпочтения животного должны четко соответствовать его рациону, иначе оно просто не сможет найти себе пищу. С этим привычным парадоксом разобрались ученые — авторы новой статьи для журнала Chemical Senses.

Оказывается, кошки и коты совершенно не чувствительны к сладкому — у них попросту нет белка, служащего рецептором к сахарам. Оно и неудивительно: в мясе углеводы отсутствуют, так что рецепторы сладкого во время эволюции кошачьих исчезли за ненадобностью. Кроме того, у кошек мало рецепторов горького — это отличает их от собак, которые чувствуют и сладкое, и горькое. Поэтому кошек можно считать «более хищными» — то есть приспособленными исключительно к мясной диете — по сравнению с собаками.

Зато кошки хорошо различают умами — пятый базовый вкус наряду со сладким, кислым, горьким и соленым. Он характерен для богатых белком продуктов (в том числе мяса), содержащих глутамат и другие свободные аминокислоты.

Известно, что у человека и других животных за ощущение вкуса умами отвечают особые рецепторы, которые находятся на вкусовых сосочках языка. Они состоят из двух белков, кодируемых генами Tas1r1 и Tas1r3, причем второй активен и в клетках кошачьего языка.

Секвенирование последовательности этого гена у кошки показало, что имеющие ключевое значение его участки — те, что распознают глутамат и аспартат — мутировали.

Далее ученые переключились на отдельные клетки кошек и убедились, что те реагируют на свободные аминокислоты и нуклеотиды, которые как раз создают вкус умами. Только кошачьи рецепторы более чувствительны к нуклеотидам, а не к аминокислотам (в отличие от человека), так что наши питомцы явно получают от той же еды другие ощущения.

Затем биологи перешли к опытам на «целых кошках» и выяснили их вкусовые предпочтения. Двадцати пяти животным предложили множество мисок с водой, в которой растворили в разных комбинациях аминокислоты и нуклеотиды. Участники испытания явно предпочитали те смеси, которые имитируют вкус умами.

Однако самый большой энтузиазм у кошек вызвали миски с раствором гистидина и инозинмонофосфата — соединений, которых особенно много в тунце. Видимо, недаром шесть процентов этой крупной морской рыбы перерабатывают на кошачью еду.

Сложно сказать, когда именно и почему домашние кошки развили вкус к морепродуктам, в особенности к тунцу. Но известны, скажем, изображения возрастом 3,5 тысячи лет, на которых кошка поедает рыбу. А к Средневековью эти питомцы уже вовсю уплетали остатки улова рыбаков — вероятно, тогда способность хорошо отличать вкус умами окончательно закрепилась в кошачьих геномах.