01.09.2020
Мария Кривоченко
12 812

Ученые рассказали, почему физические упражнения снимают стресс

3.5

Команда исследователей выяснила, как переживают сильный стресс мыши, которым позволяют бегать в колесе. После физических упражнений они становятся спокойнее вследствие повышения содержания белка, ответственного за снятие стресса.

Влияние физических упражнений на работу мозга / ©JNeurosci

Чтобы сделать методы лечения психических расстройств, связанных со стрессом, эффективнее, ученым важно понимать, как организм борется с ним. Известно, что физическая активность подавляет стресс и усиливает стрессоустойчивость, однако нейробиологические механизмы, которые вызывают такой эффект, до сих пор не ясны. Группа исследователей из Медицинской школы Университета Эмори предположила, что бороться со стрессом поможет нейропептид галанин, который вырабатывает организм некоторых животных и человека во время физической активности.

Ученые проверили, как бег снижает стресс у мышей. Эксперименты длились три недели. Грызунов разделили на две группы (у одной был доступ к колесу, вторая же просто сидела в клетках) и раз за разом вызывали у них стресс. Состояние животных измеряли дважды: после стрессового события и через 24 часа. Результаты опытов опубликованы в журнале JNeurosci.

Выяснилось, что мыши, у которых была возможность бегать в колесе, были гораздо спокойнее, чем грызуны из второй группы. Во время физических упражнений их мозг начинал активно вырабатывать нейропептид галанин, который влияет на настроение, борется с тревожностью и психическими расстройствами, связанными со стрессом. Повышенный уровень галанина ученые обнаружили в голубом пятне — области мозга, которая участвует в реакции организма на стресс. В критический момент выработка нейропептида в ней падает, что снижает стрессоустойчивость и заставляет реагировать на негативные события сильнее.

Кроме того, на третьей неделе мыши, которые много занимались, стали более стрессоустойчивыми. Количество времени, которое они проводили на тренировках на третьей неделе, коррелировало с количеством галанина в голубом пятне. Это позволило доказать, что спорт не только борется со стрессом, но и повышает устойчивость к нему в будущем. Ученые добавили, что повышенный уровень галанина не изменил других аспектов поведения животного. Как предполагают авторы работы, он может активно накапливаться только во время сильного стресса.

Это не первое исследование, сосредоточенное на роли физических упражнений и галанина в борьбе со стрессом. Однако все предыдущие опыты проводили на крысах, поэтому ученым не было известно, проявляется ли связь нейропептида и тренировок только у одного рода грызунов. Текущее исследование показывает, что она характерна для разных животных. И авторы уверены, что в будущем похожий механизм смогут обнаружить и у человека.