01.09.2020
5 116

В бронзовом веке человеческие останки использовали в качестве семейных реликвий

4.3

Проведя радиоуглеродное датирование и компьютерную томографию древних человеческих останков, ученые из Бристольского университета впервые обнаружили, что в бронзовом веке существовала традиция хранения и межпоколенной передачи костей в качестве реликвий.

Могила женщины со стоянки “Ветряных мельниц” (Стоктон-апон-Тис). В могиле обнаружены черепа и кости конечностей как минимум трех человек, которые умерли на 60-170 лет раньше женщины / ©www.bristol.ac.uk / www.cambridge.org

Исследование опубликовано в журнале Antiquity. Изученные учеными Бристольского университета (Великобритания) человеческие останки обнаружили в различных археологических памятниках британского бронзового века и раннего железного века (около 2500-600 лет до нашей эры). Даже во многих современных культурах человеческие останки рассматриваются как объекты, обладающие некой могущественной силой, — похоже, те же идеи имели место в бронзовом веке.

Радиоуглеродный анализ останков из археологических памятников показал, что они были захоронены спустя значительное время после смерти человека. По мнению ученых, это указывает на то, что в бронзовом веке Британии существовала традиция сохранения костей родственников и передачи их следующему поколению. Специалисты обнаружили такую передачу у двух поколений. Ведущий автор исследования доктор Томас Дж. Бут полагает, что останки мертвых, вероятно, играли важную роль в жизни людей тех времен и с ними у живых были четко определенные отношения. Неважно, кому именно принадлежали кости — другу или даже врагу.

Так, из человеческой бедренной кости из Музея Уилтшира (Великобритания) был сделан музыкальный инструмент. Проведенный радиоуглеродный анализ его, а также предметов, найденных в том же захоронении, показал, что «музыкальный инструмент» принадлежал кому-то, кого обладатель кости знал при жизни.

Музыкальный инструмент, сделанный из бедренной кости человека, найденный в захоронении взрослого мужчины в Уилтшире, недалеко от Стоунхенджа. Бедренная кость, вероятно, принадлежала современнику человека, с которым она была захоронена / ©www.bristol.ac.uk / Уилтширский музей

«Несмотря на то что фрагменты человеческих костей включены в погребальный инвентарь умерших, их также хранили в домах живых, закапывали под полом и даже выставляли на всеобщее обозрение», — рассказала профессор кафедры антропологии и археологии Бристольского университета, главный исследователь проекта Джоанна Брюк. Таким образом, можно предположить, что люди бронзового века не испытывали отвращения или ужаса перед человеческими останками (а это характерно для большинства наших современников).

Помимо радиоуглеродного анализа, исследователи использовали для изучения микрокомпьютерную томографию (микро-КТ), чтобы посмотреть на микроскопические изменения костей, вызванные бактериями. Это дало ученым представление о том, что происходило с телом во время его разложения. Как показали результаты, одни останки перед расчленением кремировали, а другие подвергли эксгумации после захоронения. По мнению специалистов, это свидетельствует о том, что в те времена единого протокола обращения с останками мертвых, предназначенными для хранения, просто не существовало.

Ученые также делают вывод, что в бронзовом веке Британии, в отличие от современности, предположительно, не существовало традиции сохранять память о далеких предках: люди тех времен, похоже, были сосредоточены на почитании останков лишь тех людей, которые сохранились в памяти живых.