Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
23 ноября
Анна Новиковская

Дрофы занимаются самолечением средствами народной медицины

4.5

Дрофы — примечательные птицы, но теперь к их редкости, размерам и эффектному брачному поведению добавилась способность к самолечению. При этом к вопросу сохранения здоровья птицы относятся с размахом: в активно поедаемых ими двух видах растений ученые нашли антипротозойные, глистогонные и противогрибковые вещества.

Обитающая в степи дрофа прекрасно разбирается в средствах народной медицины / © redbookrf.ru

Ученые все еще сравнительно мало знают о том, какие источники лекарственных средств используют дикие животные для самолечения. Классические для ветеринарии испытания — например, сопоставляющие дозу лекарства и эффект от него — по очевидным причинам невозможны в полевых исследованиях.

Тем не менее время от времени поступают сведения, что множество животных, от северных оленей и попугаев до медведей и обезьян, едят пищу, которая явно не обладает привлекательным вкусом, но помогает улучшить самочувствие. Так, например, страдающие запором шимпанзе поедают листья ядовитого растения, которое обычно избегают, а медоносные пчелы используют смолу хвойных деревьев, чтобы снизить риск грибкового заражения улья.

На этот раз международной группе исследователей из Испании и Франции удалось обнаружить признаки самолечения у дроф (Otis tarda) — крупных степных птиц, занесенных в Красную книгу МСОП. Особенно уязвимы перед паразитами самцы, у которых во время тока из-за возросшего стресса снижается иммунитет, тогда как самки находят привлекательными именно здоровых, энергичных и в меру упитанных партнеров.

Ученые собрали и изучили 623 образца помета дроф обоих полов, из которых 178 образцов были получены в апреле, когда у дроф начинается брачный период. Изучив состав помета под микроскопом, ученые выявили в нем остатки 90 видов растений, которыми питались птицы. Особенно их заинтересовали два вида, попадавшихся значительно чаще, чем можно было ожидать исходя из их обилия: дикий мак и синяк подорожниковый.

Именно эти травы дрофы чаще всего ели в апреле, причем в помете самцов их было больше, чем в помете самок. Показательно, что домашние коровы избегают маковых зарослей, а в народной медицине он используется в качестве болеутоляющего, седативного и иммуностимулирующего средства. Синяк же вообще ядовит как для коров, так и для человека, но лабораторные эксперименты показали, что оба вида растений эффективно справляются с патогенными простейшими, паразитическими червями и грибками, чаще всего поражающими птиц.

Синяк может спасти больную птицу от грибкового аспергиллеза / © wikipedia.org

Ученые призывают с осторожностью воспринимать полученные результаты: хотя в лабораторных условиях экстракты растений демонстрируют лечебное воздействие, требуются дополнительные эксперименты уже с живыми птицами. Пока что исследователи продолжают наблюдения за птицами и готовы найти как доказательства, так и опровержения их гипотезы самолечения у дроф.

Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.