24.11.2022
Александра Медведева

ВИЧ-инфекция повлияла на «иммунологическую память» организма даже при антиретровирусной терапии

4.8

Ученые выяснили, почему у людей с ВИЧ-инфекцией даже во время антиретровирусной терапии сохраняется повышенный риск хронический воспалений, которые могут привести к развитию различных заболеваний. Оказалось, всему виной — вирусный белок Nef, который изменяет «иммунологическую память» клеток организма.

© Wikimedia Commons

Появление антиретровирусной терапии позволило пациентам с ВИЧ-инфекцией жить полноценной жизнью. Однако такие люди все равно часто страдают от хронических воспалений, что подвергает их повышенному риску развития сопутствующих нарушений вроде сердечно-сосудистых заболеваний или нейрокогнитивной дисфункции.

Ученые из Университета Джорджа Вашингтона (США) объяснили, откуда берется это воспаление и почему терапия или даже полное искоренение ВИЧ из организма не сможет решить эту проблему. В исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports, они показали, что белок ВИЧ Nef изменяет иммунные клетки организма так, что они начинают чрезмерно реагировать на другие патогены. Когда Nef попадает внутрь именных клеток, их гены, связанные с воспалением, начинают активно экспрессироваться. Это продолжается даже тогда, когда белка уже нет в клетке. По мнению авторов, такая «иммунологическая память» об исходной ВИЧ-инфекции выступает причиной того, что люди с этим заболеванием подвержены хроническим воспалениям.

В новом исследовании подчеркивается тот факт, что длительное подавление или даже полное устранение ВИЧ-инфекции не избавит пациентов от риска опасных сопутствующих заболеваний. Поэтому врачи по-прежнему должны стремиться снизить воспаление, а исследователи — продолжать поиски потенциальных терапевтических целей.

Во время экспериментов ученые подвергали культуры иммунных клеток человека воздействию белка Nef. Количество Nef, введенного в клетки, было аналогично концентрации, в среднем обнаруживающейся у ВИЧ-инфицированных людей, которые принимают антиретровирусные препараты и у которых ВИЧ-нагрузка не определяется. Через некоторое время авторы вводили бактериальный токсин, чтобы вызвать иммунный ответ клеток. Оказалось, клетки, подвергшиеся воздействию Nef, продуцировали гораздо больше воспалительных белков цитокинов.

Результаты этого исследования могут объяснить также, почему некоторые другие вирусные инфекции способны повышать риск хронического воспаления: например, это относится к Covid-19. Эта провоспалительная иммунологическую память, вероятно, развилась как полезный иммунный процесс, призванный защищать организм от новых инфекций. Однако в некоторых случаях он может привести к патологиям. Итоговый эффект зависит от продолжительности этой памяти, лежащей в основе долгоживущих воспалительных состояний, которые мы наблюдаем при ВИЧ-инфекции или после продолжительного Covid-19.