23.11.2020

Лекарственные растения научились использовать камуфляж для защиты от сборщиков

5.4

Высокогорные растения рябчики тысячелетиями применяют в китайской медицине, и чем активнее их собирают в том или ином районе, тем незаметнее становятся их листья и стебли.

©Niu et al., 2020

Лекарственные растения рода Fritillariaрябчики — недаром называют именно так: их представители характеризуются пестрой окраской цветков, хотя листья и стебли, как правило, обычные, зеленые. Некоторые виды рябчиков, такие как высокогорный Fritillaria delavayi, произрастающий в Тибете и Гималаях, тысячелетиями применяют в традиционной китайской медицине. Для приготовления килограмма «целебного» порошка требуется собрать несколько тысяч соцветий.

Обычно рябчики хорошо различимы на каменистых склонах, однако некоторые популяции великолепно скрываются. Их листья и стебли приобрели буро-серую окраску, маскирующую Fritillaria на окружающем фоне. И такой камуфляж выражен тем сильнее, чем интенсивнее эксплуатируют люди растения на конкретной территории. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Сам по себе камуфляж у растений — большая редкость, хотя и не новость для специалистов. Обычно он развивается именно в таких ландшафтах — открытых и лишенных какого-либо защитного покрова, — спасая редкие растения от внимания травоядных. Однако ученые не заметили на рябчиках большого количества следов укусов, естественных противников на таком высокогорье у них практически нет.

Окраска различных популяций Fritillaria delavayi: А и В — на территориях со слабой эксплуатацией; C и D — в местах с интенсивным сбором лекарственных растений / ©Niu et al., 2020

Поэтому Мартин Стивенс (Martin Stevens) и его коллеги заподозрили, что именно давление, создаваемое неутомимыми сборщиками лекарственных растений, стимулирует их формировать все более эффективный «горный» камуфляж. Чтобы проверить это, они получили данные об общей массе рябчиков, которые сборщики в той или иной местности Китая сдавали в 2014-2019 годах. Кроме того, авторы учли время, необходимое для сбора на этих территориях: на некоторых склонах добраться и достать растение из-под камней — задача более сложная, чем на других.

Эти данные позволили оценить количество и простоту сбора лекарственных рябчиков для каждой конкретной местности. Стивенс с соавторами сопоставили их с окраской локальных популяций растений, которую точно оценивали с помощью спектрометра. По словам ученых, корреляция оказалась «весьма убедительной». Впрочем, разница в цвете видна и невооруженным глазом. Исследователи продемонстрировали это с помощью онлайн-опроса, участники которого находили замаскированное растение с куда большим трудом, чем «обычное».

Потеря обычной окраски для растения — задача более сложная, чем для животного. Обнаружить его становится трудно не только для травоядных, но и для опылителей, от которых зависит появление потомства. К тому же серо-коричневые оттенки должны снижать эффективность фотосинтеза. Тем не менее все эти минусы для горных рябчиков перевешиваются одним огромным плюсом: возможностью остаться незамеченными для людей.