• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.03.2022
Александра Медведева
5
25 005

Ученые выяснили, как мозг решает, что может контролировать ситуацию

4.6

Авторы нового исследования показали, что наше субъективное чувство контроля возникает в результате конкуренции между двумя параллельными процессами обучения. Один из них ставит нас на место «зрителя», другой — на место «актера», а мозг обрабатывает оба и выбирает тот, что точнее прогнозирует ситуацию.

©Flickr / Автор: Ольга Кузьмина

Иногда бывает сложно понять, можем ли мы контролировать ту или иную ситуацию. На эту способность влияет множество факторов, в том числе наше психическое состояние. Часто высокий уровень стресса, тревоги и депрессии ослабляет ощущение контроля и заставляет людей верить, что никакие их действия не имеют значения, даже если на самом деле это не так.

Несколько десятилетий ученые пытаются раскрыть когнитивные механизмы, которые обеспечивают чувство контроля. Теперь исследователи из Португалии и Нидерландов приблизились к разгадке. Когнитивный механизм, который они описали в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour, ранее не рассматривался учеными.

Авторы разработали специальный эксперимент в пространстве виртуальной реальности. Он представлял собой дом, в каждой комнате которого было по несколько дверей. По дому можно было перемещаться по одному из двух сценариев. В первом, «управляемом», цвет двери зависел от того, в какую комнату она вела (например, желтая дверь всегда вела только в ванную, а розовая — в гостиную). В «неуправляемом» доме порядок комнат был фиксированный (через любую дверь кухни можно было попасть только в ванную, из ванной — только в гостиную).

По мере того, как участники перемещались по виртуальному дому, ученые без их ведома переключали сценарии «управляемого» и «неуправляемого» дома. Испытуемым некоторое время гуляли по дому, после чего они должны были ответить на вопрос, какие комнаты находятся за двумя дверьми перед ними. Если добровольцы не чувствовали контроля над ситуацией, то отвечали, что обе двери ведут в ту комнату, в которую они должны были попасть согласно фиксированному сценарию. В противном случае они указывали на разные комнаты за дверьми, соответствовавшими их цвету.

Ученые объяснили результаты тем, что в мозге участников происходили два параллельных процесса обучения ролям «актера», который мог выбирать в какую комнату хочет попасть по цвету двери, и «зрителя», который попадал в комнату, определенную последовательностью. Так как сценарии менялись по ходу эксперимента, мозг постоянно сравнивал результаты модели «актера» и «зрителя», чтобы определить, какая из них дает более точный прогноз.

После этого в эксперимент добавили стрессовый фактор — слабые удары тока, — чтобы проверить его влияние на чувство контроля. Участники, которые получили больше ударов, как правило, занимали позицию «зрителя». Чем выше был их начальный уровень стресса, тем сильнее на них влиял этот раздражитель. При этом люди, которые могли предпринять действия, чтобы избежать ударов, лучше реализовали «актерскую» модель поведения.

Исследователи предложили две гипотезы, объясняющие этот результат. Во-первых, высокий уровень стресса может запускать эмоциональные процессы, которые ухудшают выполнение когнитивных задач. Во-вторых, в условиях стресса роль «зрителя» кажется более рациональной, так как опыт показывает, что ситуация неконтролируемая.

Также авторы работы оценили нейрофизиологические основы этого процесса. Участники эксперимента выполнили то же задание внутри МРТ-сканера, который в режиме реального времени фиксировал работу их мозга. Ученые обнаружили, что нейроны медиальной префронтальной коры мгновенно фиксировали разницу в точности прогнозирования двух моделей обучения. За изменение решения отвечали задняя часть поясной извилины, височно-теменная и префронтальная кора. Таким образом мозг сравнивал два параллельных процесса и оценивал свой контроль над ситуацией.

Теперь ученые планируют исследовать, как этот механизм развивается с возрастом и как на него влияют различные факторы, например взросление в стрессовой среде. Кроме того, его изучение в контексте психических расстройств позволит понять, почему депрессия приводит к иллюзии отсутствия контроля.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Вчера, 18:01
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

Позавчера, 15:20
Андрей

Экологи из Китая подсчитали, как изменились площади оазисов в мире с 1995 по 2020 год. Исследователи также выяснили, в каком регионе оазисных территорий больше всего, в каком темпе происходят изменения и чем на этих землях занимается человек.

Вчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

21 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.

22 апреля
Полина Меньшова

Большему количеству учеников, чем когда-либо, трудно осваивать школьную программу. Это связано с низким уровнем развития рабочей памяти и неумением планировать время, считает педагог Алекс Куигли. В новой книге он дал практические рекомендации для учителей, которые помогут сделать работу в классе более продуктивной.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

Вчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

[miniorange_social_login]

Комментарии

5 Комментариев

Asmite Qielee
13.03.2022
-
0
+
Больше электрошока.. Выяснится много нераскрытых наукой вещей)
Alecto Fury
12.03.2022
-
0
+
Боже, какой надмозг это редактировал? "Actor" так и переводится Актор от английского Act - действие как таковое.
    Viktor
    13.03.2022
    -
    0
    +
    только не говори, что ты всерьёз
    +
      ещё комментарии
      Alecto
      13.03.2022
      -
      0
      +
      А "мозг применяет модель актёра" это серьёзно? Пассивный и активный субьект это совсем из другой оперы - пользуйся гуглом и вики пока не забанили
    Татьяна
    13.03.2022
    -
    0
    +
    Вы не совсем правы. Переводчик использовал термин "актер", чтобы правильнее передать активность и пассивность участников в ситуации. Атмосфера театра, где одни просто смотрят(зрители) , а другие действуют (актеры), наиболее просто и доступно намекают о задачах эксперимента. Кроме того, происхождение слова актер, действительно относит нас к "деятелю", "действователю", но в русском языке эти слова в этом эксперименте тоже не сильно подходят, имеют другой подтекст.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: