• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12 марта
Александра Медведева
5
24 066

Ученые выяснили, как мозг решает, что может контролировать ситуацию

4.6

Авторы нового исследования показали, что наше субъективное чувство контроля возникает в результате конкуренции между двумя параллельными процессами обучения. Один из них ставит нас на место «зрителя», другой — на место «актера», а мозг обрабатывает оба и выбирает тот, что точнее прогнозирует ситуацию.

©Flickr

Иногда бывает сложно понять, можем ли мы контролировать ту или иную ситуацию. На эту способность влияет множество факторов, в том числе наше психическое состояние. Часто высокий уровень стресса, тревоги и депрессии ослабляет ощущение контроля и заставляет людей верить, что никакие их действия не имеют значения, даже если на самом деле это не так.

Несколько десятилетий ученые пытаются раскрыть когнитивные механизмы, которые обеспечивают чувство контроля. Теперь исследователи из Португалии и Нидерландов приблизились к разгадке. Когнитивный механизм, который они описали в статье, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour, ранее не рассматривался учеными.

Авторы разработали специальный эксперимент в пространстве виртуальной реальности. Он представлял собой дом, в каждой комнате которого было по несколько дверей. По дому можно было перемещаться по одному из двух сценариев. В первом, «управляемом», цвет двери зависел от того, в какую комнату она вела (например, желтая дверь всегда вела только в ванную, а розовая — в гостиную). В «неуправляемом» доме порядок комнат был фиксированный (через любую дверь кухни можно было попасть только в ванную, из ванной — только в гостиную).

По мере того, как участники перемещались по виртуальному дому, ученые без их ведома переключали сценарии «управляемого» и «неуправляемого» дома. Испытуемым некоторое время гуляли по дому, после чего они должны были ответить на вопрос, какие комнаты находятся за двумя дверьми перед ними. Если добровольцы не чувствовали контроля над ситуацией, то отвечали, что обе двери ведут в ту комнату, в которую они должны были попасть согласно фиксированному сценарию. В противном случае они указывали на разные комнаты за дверьми, соответствовавшими их цвету.

Ученые объяснили результаты тем, что в мозге участников происходили два параллельных процесса обучения ролям «актера», который мог выбирать в какую комнату хочет попасть по цвету двери, и «зрителя», который попадал в комнату, определенную последовательностью. Так как сценарии менялись по ходу эксперимента, мозг постоянно сравнивал результаты модели «актера» и «зрителя», чтобы определить, какая из них дает более точный прогноз.

После этого в эксперимент добавили стрессовый фактор — слабые удары тока, — чтобы проверить его влияние на чувство контроля. Участники, которые получили больше ударов, как правило, занимали позицию «зрителя». Чем выше был их начальный уровень стресса, тем сильнее на них влиял этот раздражитель. При этом люди, которые могли предпринять действия, чтобы избежать ударов, лучше реализовали «актерскую» модель поведения.

Исследователи предложили две гипотезы, объясняющие этот результат. Во-первых, высокий уровень стресса может запускать эмоциональные процессы, которые ухудшают выполнение когнитивных задач. Во-вторых, в условиях стресса роль «зрителя» кажется более рациональной, так как опыт показывает, что ситуация неконтролируемая.

Также авторы работы оценили нейрофизиологические основы этого процесса. Участники эксперимента выполнили то же задание внутри МРТ-сканера, который в режиме реального времени фиксировал работу их мозга. Ученые обнаружили, что нейроны медиальной префронтальной коры мгновенно фиксировали разницу в точности прогнозирования двух моделей обучения. За изменение решения отвечали задняя часть поясной извилины, височно-теменная и префронтальная кора. Таким образом мозг сравнивал два параллельных процесса и оценивал свой контроль над ситуацией.

Теперь ученые планируют исследовать, как этот механизм развивается с возрастом и как на него влияют различные факторы, например взросление в стрессовой среде. Кроме того, его изучение в контексте психических расстройств позволит понять, почему депрессия приводит к иллюзии отсутствия контроля.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 10:00
РНФ

Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.

Вчера, 15:33
Михаил Орлов

В контексте изменений климата обычно говорят о таянии ледников, однако ученые отмечают, что некоторые крупные скопления льда на Антарктическом полуострове за последние 20 лет заметно выросли. Причиной могут быть изменения атмосферной циркуляции и перераспределение массы антарктических льдов ближе к берегу.

Позавчера, 10:02
Сергей Васильев

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

20 мая
Мария Азарова

Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.

Позавчера, 10:02
Сергей Васильев

Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.

Вчера, 10:00
РНФ

Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.

26 апреля
Василий Парфенов

Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.

27 апреля
Александра Медведева

С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.

28 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования составили таблицу ожидаемой продолжительностью жизни для собак 18 чистокровных пород и метисов. Кроме того, они узнали, кто живет дольше — суки или кобели, кастрированные или нет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

5 Комментариев

13.03.2022
-
0
+
Больше электрошока.. Выяснится много нераскрытых наукой вещей)
12.03.2022
-
0
+
Боже, какой надмозг это редактировал? "Actor" так и переводится Актор от английского Act - действие как таковое.
    13.03.2022
    -
    1
    +
    только не говори, что ты всерьёз
    +
      ещё комментарии
      13.03.2022
      -
      1
      +
      А "мозг применяет модель актёра" это серьёзно? Пассивный и активный субьект это совсем из другой оперы - пользуйся гуглом и вики пока не забанили
    Вы не совсем правы. Переводчик использовал термин "актер", чтобы правильнее передать активность и пассивность участников в ситуации. Атмосфера театра, где одни просто смотрят(зрители) , а другие действуют (актеры), наиболее просто и доступно намекают о задачах эксперимента. Кроме того, происхождение слова актер, действительно относит нас к "деятелю", "действователю", но в русском языке эти слова в этом эксперименте тоже не сильно подходят, имеют другой подтекст.
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: