12 марта
6 301

Астрономы смоделировали землеподобную планету у альфы Центавра

4.8

Гипотетическая планета α-Cen-Earth может быть похожей на нашу, только с куда меньшим железным ядром и без тектоники плит.

©L. Calçada, ESO

Вокруг ближайшей к нам звезды — проксимы Центавра — вращаются несколько планет. Одна из них даже похожа на Землю размерами и при этом находится в пределах «обитаемой зоны», на таком расстоянии от своей звезды, что температура на поверхности остается довольно умеренной. Теоретически там может сохраняться жидкая вода и даже иметься жизнь. А вот у соседней двойной звезды — альфы Центавра — планеты еще не нашли. Известен лишь кандидат, который определен пока предварительно и нуждается в дальнейших наблюдениях для подтверждения.

Скорее всего, альфа Центавра Ab совсем не похожа на Землю и ближе к ледяному гиганту Нептуну. Но возможно, что рядом с ней существует мир, который более похож на наш: с твердой поверхностью и в «обитаемой зоне». Авторы новой статьи, опубликованной в The Astrophysical Journal, смоделировали гипотетическую землеподобную планету в системе альфа Центавра A, получившую условное название α-Cen-Earth.

Для этого ученые сопоставили содержание легких (водорода, кислорода, углерода и так далее) и тяжелых (кремния, железа и других) элементов в составе Солнца и Земли. Далее они взяли спектроскопические данные по составу обеих главных звезд системы альфа Центавра и, пользуясь зависимостями, определенными для Земли и Солнца, рассчитали состав гипотетической планеты α-Cen-Earth.

Судя по расчетам, с точки зрения геохимии этот мир отчасти напоминает наш родной. Он тоже может накапливать внушительные объемы воды, а большую часть объема планеты заполняет силикатная мантия. Однако в ней содержится больше углерода в форме как графита, так и алмазов. Кроме того, моделирование показывает, что железосодержащее ядро α-Cen-Earth должно быть намного меньше земного, а это делает магнитное поле намного слабее. Да и геологическая активность на планете заметно ниже, и нет никаких тектонических движений коры.

Впрочем, эти расчеты остаются такими же условными, как само существование гипотетической α-Cen-Earth. На состав планет влияют весьма различные факторы, включая более или менее случайные, такие как массовая бомбардировка астероидами и метеоритами на ранних этапах развития, когда окружающее пространство системы еще не расчищено. И тогда α-Cen-Earth (если она все-таки имеется по соседству с нами) может выглядеть совершенно иначе.