Мертвый коралловый риф заселили заново, обманув рыб звуками кипучей жизни — Naked Science
2 декабря
Полина Гершберг

Мертвый коралловый риф заселили заново, обманув рыб звуками кипучей жизни

Исследователи смогли заманить молодую рыбу на мертвые кораллы при помощи «акустического обогащения».

Мертвые кораллы
Мертвые кораллы / © Global News

Из-за глобального потепления кораллы массово гибнут по всему миру, и ученые пытаются с этим что-то сделать. В Карибском бассейне морские биологи выращивают кораллы в своеобразных «рассадниках», чтобы заселять ими морское дно. На Гавайях проводят эксперименты по разведению термоустойчивых кораллов. А ученые из Австралии и Великобритании придумали оригинальный метод восстановления рифов.

На одном из мертвых участков Большого Барьерного рифа, тянущегося вдоль австралийского побережья, исследователи разместили подводные динамики, которые транслировали звуки, записанные на здоровых участках рифа. Целью этого необычного эксперимента было привлечь на кораллы сообщества рыб и морских животных, которые помогли бы остановить деградацию рифа. Статья об эксперименте опубликована в журнале Nature Communications.

«Здоровые коралловые рифы являются удивительно шумными местами — треск раков-щелкунов, скрежет и чавканье рыб образуют удивительно пеструю звуковую среду, — говорит Стивен Симпсон из Эксетерского университета, ведущий автор исследования. — Когда рифы деградируют, там становится очень тихо <…>. Используя динамики для восстановления аудиоландшафта, мы можем снова привлечь молодую рыбу».

С октября по декабрь 2017 года ученые работали в лагуне у северо-восточного побережья Австралии. На открытом песке, примерно в 25 метрах от настоящего рифа, исследователи разместили 33 конструкции, созданные из мертвых кораллов. На некоторых из этих участков в течение 40 дней и ночей транслировали звуки, записанные на живом и заселенном рифе: ученые назвали эту методику «акустическим обогащением». Для контроля часть динамиков на экспериментальных участках оставили выключенными, а некоторые конструкции оставили вообще без аппаратуры.

Во время экспериментов Симпсон и его коллеги установили, что к мертвым, но «звучащим» кораллам стекалось вдвое больше рыб, чем к участкам рифа, на которых царила тишина. При этом увеличивалось не только общее количество рыб, но и видовое разнообразие. Среди привлеченных на мертвый риф были виды из всех звеньев пищевой цепи — хищники, падальщики и травоядные рыбы. Важно отметить, что рыба, которая приплыла на «озвученные» участки, как правило, там и оставалась.

Исследователи признали, что возвращение рыбы к мертвым или умирающим рифам само по себе не устранит ущерб, нанесенный экосистеме. Но у деградировавших рифов больше шансов на восстановление, если на них обитают устойчивые популяции рыб, играющие важную роль в поддержании здоровья кораллов. Опробованная техника может стать эффективным инструментом для восстановления коралловых рифов по всему миру.

9 декабря