Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые выяснили, какие эмоции люди распознают у кошек и собак
Собаки и кошки, по словам их владельцев, используют сопоставимый набор поведенческих сигналов для выражения одних и тех же эмоций. Однако количество эмоций оказалось разным.
Исследований, посвященных эмоциям домашних животных, пока не так много. Лучшим — хотя субъективным и предвзятым — источником информации об этом выступают сами хозяева. Между тем распознать, что чувствуют живущие с нами собаки и кошки, бывает крайне сложно, и это может мешать благополучному сосуществованию питомца и человека.
Приблизиться к пониманию эмоций братьев наших меньших должно помочь исследование ученых с кафедры наук о жизни и из Школы психологии Линкольнского университета (Великобритания). Их работа опубликована в журнале Animals и впервые объединила данные о нескольких видах — кошках и собаках — от одних и тех же людей.
«Собаки и кошки могут приносить людям широкий спектр медицинских, эмоциональных, поведенческих, когнитивных, образовательных и социальных преимуществ, а также способствовать экономическому росту. Чтобы максимизировать ценность этих животных и достичь высококачественного взаимодействия, необходимо правильно понимать их эмоции. Неверная интерпретация может привести к страданиям этих животных (например, к поведенческим проблемам), дистрессу владельца и проблемам с психическим здоровьем, снижению социальной пользы и возможному физическому вреду. Так, укусы собак часто происходят из-за того, что люди не могут правильно определить ранние признаки дискомфорта или стресса у питомца», — подчеркнули авторы статьи.
Чтобы напрямую сравнить количество эмоций и определить факторы, влияющие на это, ученые опросили 438 владельцев кошек и/или собак. Добровольцы должны были рассказать, какие из 22 различных примитивных и сложных эмоций могут демонстрировать их любимцы.
Участники жили со своим домашним животным не менее двух лет. Среди прочего люди сообщали о возрасте, поле, культурном происхождении, психическом здоровье и наличии профессионального опыта общения с собаками/кошками. Вопросы о питомцах включали возраст, пол, породу и морфологические характеристики: в случае собак — окрас, размер морды, форму ушей и хвоста, в случае кошек — окрас и длину шерсти, форму ушей и хвоста.
В анкете были перечислены шесть так называемых примитивных эмоций (гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление) и 16 сложных (развлечение, тревога, скука, замешательство, любопытство/интерес, разочарование, смущение, сочувствие, фрустрация, горе, вина, стыд, ревность, любовь/привязанность, боль, позитивное ожидание и гордость). Людей спрашивали, может ли их питомец выражать ту или иную эмоцию. Если ответ был утвердительным, хозяев просили объяснить, на что они полагались: например, на выражение морды, наклон головы, ушей и положение тела, виляние хвостом, зрительный либо физический контакт.
Всего ученые проанализировали более 400 анкет: 277 — от владельцев собак, 93 — от владельцев кошек, 68 — от счастливых обладателей обоих видов. Как показали результаты, респонденты сообщили о большем числе эмоций у собак, нежели у кошек.
«В среднем 65% владельцев собак и 58% владельцев кошек считают, что их питомцы могут выражать определенные эмоции. Независимо от вида, пятью наиболее часто упоминаемыми оказались: любопытство (98%), счастье (96%), любовь (96%), страх (89%) и тревога (86%). Пятью эмоциями, о которых люди сообщали реже всего, были вина (17%), горе (20%), смущение (24%), гордость (28%) и отвращение (32%). Мы также выявили веские различия в индивидуальных эмоциях. В частности, среди первичных (примитивных) эмоций счастье и грусть намного чаще отмечали у собак, тогда как гнев — именно у кошек. Что касается вторичных (сложных) эмоций, то у собак с большей вероятностью выявляли беспокойство, скуку, замешательство, зависть/ревность, разочарование, чувство вины/стыда, боль и радостное предвкушение. Остальные эмоции владельцы обоих видов с сопоставимой частотой регистрировали как у собак, так и у кошек», — рассказали исследователи.
При определении той или иной эмоции люди чаще всего полагались на позу тела, выражение морды и положение головы. Причем зачастую — для 16 из 22 эмоций — эти поведенческие сигналы были общими для обоих видов.
На количество эмоций, которые хозяин подмечал у собаки, влияло только то, какой у этого человека был опыт общения и сосуществования с животным. В случае кошек это зависело исключительно от того, присутствовали ли в доме другие виды животных: то есть истинные кошатники сообщали о большем количестве эмоций у своего любимца. Особенно часто они обращали внимание на гнев, страх, печаль, удивление, любопытство, смущение, сочувствие, зависть или ревность, вину, веселье, скуку, а также замешательство, разочарование и фрустрацию.
«Различия в воспринимаемых эмоциях у домашних животных могут быть частично обусловлены эмоциональной связью владельца с питомцем: хозяева как собак, так и кошек заявили о более высоком уровне эмоциональной близости со своими собаками, нежели с кошками. Владельцы второго вида к тому же реже воспринимали их как членов семьи, а это указывает на более низкий уровень привязанности людей к кошкам», — заявили авторы работы.
Однако такое утверждение следует воспринимать с осторожностью: недавние исследования показали, что человек может формировать очень прочные и даже эмоционально зависимые отношения с кошкой.
По словам ученых, «преувеличенная вера» в эмоциональные способности питомцев, особенно собак, говорит о том, что решающую роль в восприятии эмоций животных решает все же привязанность человека. Ученые собираются подробнее изучить это в дальнейших исследованиях.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии