24 февраля
12 920

Наличие домашних животных оказалось полезным для поддержания когнитивных функций

У владельцев домашних животных — особенно если питомца завели как минимум пять лет назад — выявили более медленное снижение когнитивных функций.

Кошка и человек
© Comfort Zone

Ученые из Медицинского центра Мичиганского университета в городе Анн-Арбор и Флоридского университета (США) решили исследовать связь между наличием домашних животных и уровнем когнитивных функций у их пожилых владельцев. О результатах сообщается в пресс-релизе на сайте Американской академии неврологии; также о них расскажут 74-й ежегодной встрече организации в апреле.

То, что наличие питомца положительное влияет на здоровье и благополучие человека, подтверждали неоднократно: в частности, как показали авторы некоторых предыдущих научных работ, владельцы животных менее подвержены риску смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, а эмоциональное состояние и социальные навыки их детей гораздо лучше, чем у сверстников, растущих в семьях без питомцев. К тому же кошки, к примеру, могут помочь повысить эмпатию и снизить тревожность у детей-аутистов.

На этот раз американские исследователи изучили данные 1369 пожилых жителей США (средний возраст — 65 лет): у 53% из них дома жили животные (кошка или собака), причем 32% были их владельцами уже как минимум пять лет. Информацию брали из долгосрочного опроса Health and Retirement Study от Исследовательского центра опросов (SRC) при Институте социальных исследований.

Участники должны были проходить несколько тестов — на вычитание, обратный счет и запоминание слов, — по итогу которых получали оценку когнитивных функций каждого человека, от нуля до 27. Затем на основе этих баллов оценивали связь между уровнем умственных способностей человека и наличием у него дома дома питомца. Данные собирали с 2010 по 2016 год, людей с нарушением когнитивных функций из анализа исключили.

Как отмечают ученые, изначально владельцы животных реже сталкивались с гипертонией (44,0% против 49,2%), обладали более высоким социально-экономическим статусом, но они были сильнее подвержены депрессии (23,8% против 14,0%) — по сравнению с теми, у кого не было питомцев.

Тем не менее за шестилетний период исследования оценка когнитивных функций, снижающихся в процессе старения, оказалась выше у людей, державших дома животных. Разница была особенно заметной для тех, кто завел питомца давно: так, в среднем через шесть лет балл по когнитивным способностям у них был на 1,2 балла выше, чем у участников, живших без любимцев. Такие преимущества от наличия дома животных особенно часто отмечали среди мужчин, чернокожих и окончивших высшее учебное заведение.

Конечно, чтобы понять причины связи и подтвердить ее, потребуются дополнительные исследования. «Поскольку стресс может негативно влиять на когнитивные функции, потенциальные эффекты от буферизации стресса вследствие владения домашними животными могут объяснять наши выводы. К тому же животное-компаньон помогает повысить физическую активность, а это тоже приносит пользу когнитивному здоровью», — подытожила автор работы и доктор медицины Тиффани Брейли.