2 августа
13 005

У близкого к Солнцу красного карлика нашли потенциально обитаемую планету

5.5

Экзопланета из класса сверхземель вращается в пределах обитаемой зоны красного карлика, расположенного всего в 37 световых годах от нас.

©Astrobiology Center

В обсерватории Мауна-Кеа на Гавайях работает 8,2-метровый японский телескоп Subaru, ведущий наблюдения за небом в оптическом диапазоне. Не так давно на него установили спектрограф IRD, который позволил охватить и инфракрасный диапазон волн. Новый инструмент поможет наблюдать красные карлики, различить которые в ИК-волнах намного легче, чем в видимых. На эти старые, небольшие и тусклые звезды приходится большая часть населения Галактики, и они чаще встречаются в окрестностях Солнечной системы.

У красных карликов могут быть и собственные планеты, а если их орбиты проходят достаточно близко к материнской звезде, в ее зоне обитаемости, то температура на поверхности может быть достаточно комфортной, чтобы там была жидкая вода — главный критерий развития жизни. Так, у красного карлика GJ 1061, расположенного всего в 12 световых годах от нас, обнаружили целую систему из потенциально обитаемых планет.

Именно такие миры ищет телескоп Subaru, вооруженный новым спектрографом IRD. За несколько лет работы он провел поиски подходящих красных карликов, а недавно начал наблюдения за полусотней самых перспективных кандидатов. Первым из них, у которого заметили экзопланету, оказался Ross 508. Предварительные сообщения о находке сделали в мае этого года, а теперь в журнале Publication of the Astronomical Society of Japan появилась подробная рецензированная публикация об открытии.

Ross 508 — красный карлик, находящийся в 36,5 светового года от нас, в созвездии Змея. Он имеет массу впятеро меньше солнечной, а зона обитаемости расположена намного ближе к звезде, чем у Солнца. Планета Ross 508 b обращается, оставаясь у внутреннего края этой области, ее орбита проходит в 20 раз ближе к материнской звезде, чем земная — к Солнцу. Полный годовой оборот Ross 508 b успевает сделать всего за 10,8 земных суток. Масса планеты вчетверо больше земной, что позволяет отнести ее к классу сверхземель.

Авторы находки отмечают, что это первый успешный пример обнаружения сверхземли по данным в ближнем ИК-диапазоне. До сих пор такие наблюдения были недостаточно точны и позволяли различить только более крупные экзопланеты. Новый инструмент обеспечил нужное разрешение, и несомненно, что Ross 508 b — лишь начало. В ближайшее время можно ожидать сообщений о новых мирах у близких к нам красных карликов.