12.03.2021
1 497

Экзопланета GJ 1132b могла обзавестись новой атмосферой вместо потерянной

5.8

«Сверхземля» GJ 1132b вращается так близко к своей звезде, что потеряла первую атмосферу еще в первую сотню миллионов лет, однако вулканы окружили ее газами во второй раз.

GJ 1132b на фоне своей звезды
GJ 1132b на фоне своей звезды / ©Dana Berry, Skyworks Digital, CfA

Экзопланета GJ 1132b вращается вокруг красного карлика в созвездии Паруса, примерно в 40 световых годах от Солнца. Она немногим крупнее Земли и весит в 1,6 раза больше. При этом орбита GJ 1132b куда меньше, и полный годовой оборот планета совершает всего за 1,6 наших суток. Несколько лет назад у нее обнаружили атмосферу, хотя GJ 1132b находится крайне близко к своей звезде и, по всем расчетам, давно должна бы ее растерять.

Решение этому парадоксу предлагает новая статья ученых из Лаборатории реактивного движения (JPL) NASA, принятая к публикации в Astronomical Journal. Марк Суэйн (Mark Swain) и его коллеги использовали данные наблюдений космического телескопа Hubble, а также результаты компьютерного моделирования эволюции GJ 1132b. Авторы исследования пришли к выводу, что планета действительно потеряла первоначальную водородно-гелиевую атмосферу еще в первые 100 миллионов лет своего существования. А ее нынешняя атмосфера — вторая по счету.

Астрономы полагают, что «новую» атмосферу создала мощная вулканическая деятельность на поверхности GJ 1132b, которая высвободила запасы водорода и других газов, накопленные в мантии еще в процессе формирования планеты. На это указывает и аномально высокое содержание синильной кислоты, которое в атмосфере GJ 1132b достигает 0,5 процента.

Если новые исследования подтвердят, что подобный механизм правда действовал, он может проявлять себя и на других подобных «сверхземлях». Многие из них представляют собой останки «мини-нептунов», потерявших древнюю атмосферу, но некоторые вполне способны обрести ее вновь.