06.08.2020
Денис Гордеев

«Кальциевую сверхновую» впервые изучили при помощи рентгеновского излучения

3.7

Объект SN2019ehk можно было наблюдать лишь на протяжении 10 часов в видимом спектре и около пяти дней — в рентгеновском диапазоне.

Сверхновая 2019ehk
Сверхновая 2019ehk в представлении дизайнера / A.M. Geller

Примерно половина всего кальция во Вселенной — вместе с тем, что составляет основу наших зубов и костей — произошла в результате вспышек сверхновых. Но эти события, так называемые богатые кальцием сверхновые, происходят довольно редко, поэтому возможность изучить их — большая удача для астрономов.

Команда исследователей из 15 стран под руководством астрономов из Северо-Западного университета штата Иллинойс впервые смогла изучить такую «кальциевую сверхновую» при помощи рентгеновского излучения. Речь идет об объекте SN2019ehk, открытом в прошлом году астрономом-любителем Джоэлем Шепердом. Статья о результатах изучения сверхновой выложена на портале препринтов Arxiv.org.

Шеперд заметил сверхновую, когда при помощи собственного телескопа наблюдал за спиральной галактикой Мессье. Увидев странную ярко-оранжевую точку, астроном заявил об аномалии в местное астрономическое сообщество. Уже через несколько часов команды ученых по всему миру повернули свои телескопы в сторону SN2019ehk. Времени на наблюдение было не так уж много: в видимом спектре сверхновую можно было наблюдать лишь на протяжении 10 часов, а в рентгеновском диапазоне — пяти дней.

По мнению ученых, эта сверхновая перед взрывом превратилась в белого карлика, сбросившего свою газовую оболочку. После взрыва вещество звезды столкнулось с разреженными остатками оболочки, что вызвало мощную вспышку рентгеновского излучения и химическую реакцию, в ходе которой образовался кальций. Интересно, что космический телескоп Hubble изучал галактику Мессье на протяжении 25 лет, но так и не зарегистрировал звезду, взрыв которой привел к появлению SN2019ehk.

Снимок сверхновой, полученный телескопом Hubble / NASA-ESA Hubble Space Telescope

Изучение SN2019ehk в рентгеновском диапазоне провели при помощи космической обсерватории Swift. «Изначально никто не искал именно рентгеновские лучи», — говорит соавтор работы Рафаэлла Маргутти. Однако излучение в этом диапазоне не просто удалось зарегистрировать — оно было чрезвычайно мощным. Количество кальция, образовавшегося при вспышке, было больше, чем когда-либо удавалось зафиксировать ученым во время одного астрономического явления.

«Таких событий настолько мало, что мы никогда не знали, что приводит к появлению сверхновой, богатой кальцием, — говорит Винн Якобсон-Галан, руководившая исследованием. — Наблюдая за тем, что такое происходило с этой звездой в последний месяц перед бурным концом, мы заглянули в неизведанное, открывая новые возможности для науки». «До этого события у нас была лишь косвенная информация о том, какими могут быть <…> богатые кальцием сверхновые, — дополняет Рафаэлла Маргутти. — Теперь мы можем с уверенностью исключить несколько гипотез».

Ранее ученые выдвинули новую теорию о том, как выглядела поверхность Марса в древности, и представили новую трехмерную карту Вселенной — самую большую и детальную на сегодня.