04.08.2020
Денис Гордеев

Ученые выдвинули новую теорию о том, как выглядела поверхность Марса в древности

3.9

Соседняя планета, скорее всего, была покрыта толстым слоем льда, что в корне противоречит принятым ныне концепциям.

Остров Девон
Остров Девон — самая приближенная к марсианским условиям локация Земли / A. Grau Galofre

Долины, впадины и каньоны на поверхности Марса не являются следами рек, когда-то протекавших на Красной планете. Эти формы рельефа прорезаны в марсианском грунте талой водой, образовавшейся под ледниками. Такая теория опровергает доминирующую ныне гипотезу о том, что на Марсе некогда царил относительно теплый и влажный климат.

Авторы нового исследования, опубликованного в издании Nature Geoscience, — канадские ученые Анна Грау Галофре, Марк Йеллинек и Гордон Осински. Они разработали новые методики изучения поверхности соседней планеты, а также сравнили профили марсианских форм рельефа с подледниковыми каналами Канадского арктического архипелага. «В течение последних 40 лет <…> предполагалось, что реки когда-то текли на Марсе, провоцируя эрозию и порождая впадины, — говорит Грау Галофре. — Но на Марсе есть сотни долин и впадин, и они очень отличаются друг от друга».

Чтобы лучше понять, какие именно процессы сформировали облик Красной планеты, ученые решили найти на Земле долины, максимально похожие на марсианские. Такие обнаружились на севере Канады, на необитаемом арктическом острове Девон. Его поверхность — холодная и сухая пустыня. Сами ученые характеризуют Девон как «один из лучших аналогов Марса на Земле».

Коллаж из марсианских долин (верхняя часть фото) и рельефа острова Девон в Канаде (нижняя часть фото) / A. Grau Galofre

Также авторы исследования проанализировали более 10 тысяч марсианских долин, используя новый алгоритм для определения типов эрозии, приведших к образованию этих форм рельефа. «Наши результаты стали первым свидетельством обширной подледниковой эрозии, вызванной стоком талых вод под древним ледяным щитом Марса, — комментирует Марк Йеллинек. — Только часть впадин соответствуют образцам, типичным для эрозии поверхностных вод, что резко контрастирует с традиционным представлением [о формировании рельефа Марса]».

Теория канадских ученых помогает объяснить, как около 3,8 миллиарда лет назад образовались долины на планете, еще более удаленной от Солнца, чем Земля, — притом что само Солнца тогда светило менее интенсивно. Также это означает, что Марс в те времена был покрыт толстым слоем льда — по крайней мере, большая его часть. Такие условия, однако, могли способствовать поддержанию примитивной жизни: лед обеспечивал микроорганизмы водой, защищая от космического электромагнитного излучения.

Хотя новое исследование сосредоточилось на особенностях Марса, аналитические инструменты, созданные учеными в ходе работы, могут также быть полезны для изучения земной геохронологии. Например, их можно использовать для детальной реконструкции процессов глобального оледенения.

Ранее астрономы рассказали о максимально возможном количестве обитаемых планет вокруг звезды и спрогнозировали скорую гибель созвездия Гиады.