Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
11 января
2 165

Астрономы объяснили странное изменение яркости далекой звезды

5.1

Звезда Gaia17bpp медленно меняет яркость, затемняясь и снова разгораясь на протяжении нескольких лет. Это странное поведение может быть связано с присутствием у нее соседки, небольшой звезды, окруженной обширным облаком пыли.

Система Gaia17bpp: взгляд художника
Система Gaia17bpp: взгляд художника / ©Anastasios Tzanidakis

Космическая обсерватория Gaia ведет астрометрические наблюдения, с высокой точностью отслеживая положения и светимости миллиардов далеких звезд. Одна из них, Gaia17bpp, привлекла внимание ученых необычным поведением: на протяжении нескольких лет она постепенно становится все ярче. Эту особенность Gaia17bpp удалось объяснить Анастасиосу Цанидакису (Anastasios Tzanidakis) и Джеймсу Дэвенпорту (James Davenport). Свои находки они представили на проходящей в эти дни 241-й встрече Американского астрономического общества (AAS). Коротко о работе рассказывается в пресс-релизе Вашингтонского университета.

Чтобы лучше проследить за поведением Gaia17bpp, ученые использовали не только данные Gaia, но и более ранние наблюдения, проведенные с помощью телескопов Pan-STARRS1, WISE/NEOWISE и ZTF. Работа показала, что между 2010 и 2012 годами звезда сильно теряла светимость, затем в течение семи лет оставалась затемненной, а после 2019-го начала резко набирать яркость. Ничего подобного прежде астрономы не видели. Тогда Цанидакис и Дэвенпорт обратились к еще более ранним архивным данным, вплоть до наблюдений 1950-х годов. Оказалось, за этот период Gaia17bpp практически не менялась.

Gaia17bpp на снимках телескопов / ©Anastasios Tzanidakis, Pan-STARRS1, DSS

Это позволило связать странное поведение звезды не с ее особенностями, а с присутствием необычного соседа. «Мы считаем, что Gaia17bpp — часть двойной системы крайне редкого типа, которая включает саму звезду, большую и старую, а также более мелкого партнера, окруженного обширным диском пыли, — сказал Цанидакис. — Наш анализ показал, что две звезды вращаются очень медленно, совершая полный оборот друг вокруг друга за тысячу лет».

По словам ученых, до сих пор известно лишь несколько таких двойных, включая Эпсилон Возничего, который каждые 27 лет затмевается партнером, несущим обширный непрозрачный диск пыли. Впрочем, природа таких систем остается предметом споров. Их странное поведение вполне может найти другие объяснения, как это предложено, например, для затменной звезды в созвездии Малый Лев.