Затменная двойная звезда может уничтожать сама себя

Затменная двойная звезда может уничтожать сама себя

В созвездии Малый Лев открыта двойная звезда, затмевающаяся с рекордно долгой периодичностью – больше 69 лет. Астрономы предполагают, что один из участников этой системы медленно, но верно пожирает соседа.

eso1311a-1200x800

Если две звезды вращаются вокруг общего центра масс так, что одна из них то и дело закрывает другую, для нас это выглядит как периодическое мерцание. Самым знаменитым примером такой затменной системы является, конечно, Алголь, само название которой пришло из арабского «Аль Гуль», что значит «дух зла». Даже невооруженным глазом видно, что каждые несколько ночей яркость Алголя резко падает, пока одна из звезд в паре затмевает другую: период обращения их составляет около 2,9 суток.

Рекорд среди двойных затменных до сих пор держала Эпсилон Возничего, периодичность которой составляет 27,1 лет. Впрочем, обнаруженная лишь недавно двойная TYC 2505-672-1 в Малом Льве побила эту цифру в разы: периодичность ее – более 69 лет, и чтобы доказать это, астрономам пришлось не только использовать современные телескопы, но и проанализировать данные наблюдений за последние 120 лет.

Более крупный член системы – красный гигант – в последний раз затмевался в период между 2011 и 2014 гг., а до того – еще в годы Второй мировой войны. Затмения эти длились также рекордно долго – около 3,45 лет. Ученые предполагают, что это может быть связано с тем, что второй участник этой системы, белый карлик, теряет вещество, которое перетягивается более массивным гигантом, отчего он окружен обширным и плотным облаком, которое и делает затмения исключительно долгими.

Происхождению газопылевого облака, которое окружает «младшего партнера» TYC 2505-672-1, можно дать и другое объяснение – например, это может быть материал внешних оболочек красного гиганта, сброшенный им в виде планетарной туманности. Выяснить это помогут новые наблюдения затмения TYC 2505-672-1, которое, стоит сказать, состоится не раньше 2080 г.

По словам осведомленного источника, российские инженеры начали проработку облика экспортной версии основного боевого танка Т-14. Согласно неподтвержденным данным, машина уже имеет экспортный паспорт.