Затменная двойная звезда может уничтожать сама себя — Naked Science

Затменная двойная звезда может уничтожать сама себя

В созвездии Малый Лев открыта двойная звезда, затмевающаяся с рекордно долгой периодичностью – больше 69 лет. Астрономы предполагают, что один из участников этой системы медленно, но верно пожирает соседа.

eso1311a-1200x800

Если две звезды вращаются вокруг общего центра масс так, что одна из них то и дело закрывает другую, для нас это выглядит как периодическое мерцание. Самым знаменитым примером такой затменной системы является, конечно, Алголь, само название которой пришло из арабского «Аль Гуль», что значит «дух зла». Даже невооруженным глазом видно, что каждые несколько ночей яркость Алголя резко падает, пока одна из звезд в паре затмевает другую: период обращения их составляет около 2,9 суток.

Рекорд среди двойных затменных до сих пор держала Эпсилон Возничего, периодичность которой составляет 27,1 лет. Впрочем, обнаруженная лишь недавно двойная TYC 2505-672-1 в Малом Льве побила эту цифру в разы: периодичность ее – более 69 лет, и чтобы доказать это, астрономам пришлось не только использовать современные телескопы, но и проанализировать данные наблюдений за последние 120 лет.

Более крупный член системы – красный гигант – в последний раз затмевался в период между 2011 и 2014 гг., а до того – еще в годы Второй мировой войны. Затмения эти длились также рекордно долго – около 3,45 лет. Ученые предполагают, что это может быть связано с тем, что второй участник этой системы, белый карлик, теряет вещество, которое перетягивается более массивным гигантом, отчего он окружен обширным и плотным облаком, которое и делает затмения исключительно долгими.

Происхождению газопылевого облака, которое окружает «младшего партнера» TYC 2505-672-1, можно дать и другое объяснение – например, это может быть материал внешних оболочек красного гиганта, сброшенный им в виде планетарной туманности. Выяснить это помогут новые наблюдения затмения TYC 2505-672-1, которое, стоит сказать, состоится не раньше 2080 г.

Сочетание сильного мороза и снега — а затем резкого потепления — в метеобюро Москвы объяснили просто: «Наступила другая климатическая эпоха». На Западе вовсе поговаривают про остановку Гольфстрима — то есть намекают, что холодные аномалии зимой в Европе могут стать нормой. Увы, в случившемся в мире этой зимой — что в Москве, что в Техасе — нет абсолютно ничего нового. «Аномальные» холода здесь и там повторяются год за годом. Это следствие одного экзотического, но регулярного события в южных морях. Впрочем, новая климатическая эпоха нас все-таки ждет. И американские ученые считают, что именно из-за нее подушевой ВВП в России вырастет вчетверо. Разбираемся, правы ли они.