14.08.2023
7 909

На Сатурне нашли следы бури XIX века

5.2

Считается, что гигантские ураганы на Сатурне продолжаются пару десятков лет. Однако новые наблюдения помогли обнаружить следы таких бурь, уходящие намного дальше в прошлое, вплоть до урагана, который наблюдали еще 1870-х.

В начале 2011 года зонд Cassini снял ураган, начавшийся на Сатурне незадолго до этого и набравший полную силу / ©NASA, JPL, Space Science Institute / Автор: Plinia Abito

Самый большой ураган в Солнечной системе — Большое красное пятно Юпитера — продолжается сотни лет, и лишь в последние годы ученые видят признаки его ослабления, хотя это еще не доказано. А вот поверхность соседнего газового гиганта Сатурна далеко не так эффектна. Но и на нем бушуют ураганы, которые могут продолжаться веками. Это показала новая работа астрономов из Калифорнийского университета в Беркли, статья которых опубликована в журнале Science Advances.

Как именно возникают бури на Сатурне, в точности не ясно, но происходит это каждые 20-30 лет. Его атмосфера состоит в основном из водорода и гелия, с некоторыми количествами метана, водяного пара и аммиака. Отслеживая движения этих «примесей» на разной высоте, ученые наблюдают за появлением, развитием и ослаблением ураганов.

Дело в том, что во время бури аммиак проливается «дождями» на большую глубину. Но если влага на нашей планете может накапливаться в водоемах, то у лишенного твердой поверхности Сатурна аммиак образует области повышенной концентрации. Оттуда он может испаряться, поднимаясь выше. Таким образом штормы образуют области аномального распределения аммиака. На средних высотах, непосредственно под аммиачными облаками, его концентрация падает, а еще на пару сотен километров ниже — снова растет.

Сатурн в радиодиапазоне. Светлая полоса в верхней части — след урагана 2010 года / ©R. J. Sault, I. de Pater

С помощью массива радиотелескопов VLA профессор Имке де Патер (Imke de Pater) и ее коллеги изучили такую «аммиачную аномалию», возникшую из-за бури 2010 года. Однако, помимо нее, ученые заметили аналогичные следы, связанные со всеми предыдущими ураганами, которые наблюдались на Сатурне начиная с 1876 года. Еще одна «аммиачная аномалия», возможно, относится к буре даже более почтенного возраста, хотя авторы работы до конца в этом не уверены.

Значит, ураганы Сатурна могут продолжаться если не столетиями, то более века — наверняка. Это еще раз подчеркивает заметную разницу между ним и соседним Юпитером. Несмотря на всю близость их размеров, химического состава, положения на орбите, климат и динамика атмосферы двух газовых гигантов резко различаются. До сих пор не понятно, откуда возникает такая разница, но вероятно, что разное поведение бурь подскажет ответ.