13.08.2023
Михаил Орлов
17 020

В янтаре с Таймыра обнаружили древние хищные грибы

3.6

Биологи описали мицелий гриба, хорошо сохранившийся в янтаре. Находка датируется поздним меловым периодом, когда на Земле еще бродили динозавры. Под микроскопом у древнего организма заметны ряд признаков, из которых следует: это нематофаг — плотоядный гриб, который ловил и умерщвлял почвенных червей-нематод.

Хищный гриб мелового периода
Хищный гриб мелового периода в янтаре / © doi:10.1017/S1755691023000087 / Автор: Ольга Кузьмина

Грибы — это представители очень своеобразного царства живой природы. Они сильно отличаются от животных и растений во многих аспектах: от биохимических процессов до устройства тканей и размножения. Грибы возникли очень давно и были среди первых живых существ, которые завоевывали сушу. С тех пор они играют ключевую роль в наземных экосистемах, поскольку разлагают органику, которая осталась от умерших растений и животных. Это так называемые сапротрофы, к которым относят и многие шляпочные грибы, привлекающие грибников.

Тем временем другие грибы живут за счет мутуалистического симбиоза (взаимовыгодного сожительства с другими видами), паразитизма (в том числе вызывая болезни человека и животных), а некоторые даже научились ловить и убивать животных, чтобы извлечь из них питательные вещества.

Речь о так называемых хищных грибах, которые «охотятся» на одноклеточных и микроскопических беспозвоночных — главным образом почвенных нематод (круглых червей). Для этого в ходе эволюции грибы-хищники приобрели особые узнаваемые структуры — петли, головки, клейкие капельки и так далее.

Ничего не подозревающая почвенная нематода может польстится на что-то вроде приманки или даже просто проползать через кольцо грибного мицелия, когда гриб поймает ее, лишит подвижности, убьет и извлечет из червя питательные вещества. В итоге от него останется только пустая «шкура» — кутикула.

Авторы новой статьи заметили признаки таких ловчих устройств у микроскопического гриба из янтаря возрастом более 80 миллионов лет. Его обнаружили на полуострове Таймыр — самой северной оконечности Евразии. Сейчас там нет почти ничего, кроме вечной мерзлоты, лишайников и тундры, однако в конце мелового периода — когда на планете еще жили динозавры — Таймыр был сравнительно теплым и покрыт хвойными лесами.

Многое о тех экосистемах ученые узнали, изучая местный янтарь — окаменелую смолу, которая работает как «капсула времени» и сохраняет в себе живых существ нетронутыми. Так случилось и с новым образцом гриба.

Авторы отнесли его к отделу базидиомицетов, поскольку разглядели под микроскопом характерные булавовидные структуры, связанные со спорами гриба. Мицелий слабо ветвился и состоял из гифов толщиной несколько микрометров, ориентированных почти параллельно. А еще по нему разбросаны округлые капельки, которые похожи на маслянистые выделения современных хищных грибов.

Ученые полагают, что древний таймырский гриб, скорее всего, выделял токсин или клейкое вещество, с помощью которого лишал нематод — своих жертв — подвижности, а затем «переваривал» и усваивал. Их работа — также косвенное доказательство того, что в меловом периоде на Таймыре жили подобные круглые черви.

Подробнее с новым исследованием можно познакомиться в журнале Earth and Environmental Science Transactions of The Royal Society of Edinburgh.