Новые открытия «на дне» Сатурна — Naked ScienceNaked Science
04.09.2013, 10:28
Naked Science

Новые открытия «на дне» Сатурна

Впервые доказаны гипотезы ученых о составе разных слоев атмосферы Сатурна.   Раз в 30 лет на Сатурне наблюдается появление гигантских ураганов. Последний такой ураган был зафиксирован в 2010 году, когда огромное белое пятно размером 15 тысяч километров смогли увидеть на диске планеты даже астрономы-любители.   Ураган на поверхности Сатурна (Фото: jpl.nasa.gov)   С 2004 года...

Впервые доказаны гипотезы ученых о составе разных слоев атмосферы Сатурна.

Ураган на поверхности Сатурна (Фото: jpl.nasa.gov)

С 2004 года на орбите Сатурна работает зонд «Кассини». Он  с помощью спектрометра VIMS обнаружил, как в результате мощного урагана верхние слои атмосферы Сатурна  наполнились огромным количеством воды и аммиака. Это позволило ученым впервые  проверить свои гипотезы о составе разных слоев атмосферы планеты. Зонду «Кассини» удалось провести ряд измерений «большого белого пятна».

Лоуренса Сромовски (Lawrence Sromovsk) из Университета Висконсин-Мэдисон в своей статье написал:

— Это многокомпонентный аэрозоль, который состоит в основном из аммиачного льда с большой долей водяного льда. Третий по значимости компонент, вероятнее всего, гидросульфид аммиака <…> По результатам моделирования, наиболее вероятный состав: 55% аммиачного льда, 22% водяного и 23% гидросульфида аммиака.

Ураган на поверхности Сатурна (Фото: jpl.nasa.gov)

Ученые считают, что эти вещества были подняты ураганом из нижних слоев атмосферы Сатурна. Из-за плотного облачного покрова наверху они недоступны для наблюдений. А  в результате урагана, когда скорость вертикальных потоков воздуха на Сатурне может достигать 480 километров в час, получается выйти на «поверхность» и преодолеть «непробиваемые» облака.

Гипотеза о том, что атмосфера Сатурна – бутерброд из слоя водяного пара, гидросульфида аммиака над ним и аммиачных облаков сверху, подтвердилась, и ученые смогли впервые дать оценку количественным характеристикам состава разных слоев атмосферы.