22.06.2023
1 138

В Голландии нашли свой Стоунхендж

4.3

Археологи раскопали в центральной части Нидерландов огромное святилище, возраст которого составляет не менее четырех тысяч лет.

святилище
Древнее святилище в представлении художника / ©Alexander van de Bunt / Municipality of Tiel / Автор: Татьяна Соловьёва

В течение нескольких лет голландские археологи вели раскопки участка недалеко от города Тиль, в 70 километрах к востоку от Роттердама. Изначально их заинтересовала пара курганов, предположительно, бронзового века. Но оказалось, что эти памятники — лишь малая часть огромного комплекса.

Сейчас исследователи сообщили, что им удалось выявить общий вид святилища или церемониального комплекса. На участке размером с три футбольных поля люди эпохи бронзы возвели курганы, окружили их рвами и соединили дорожками, по краям которых стояли деревянные столбы.

общий вид раскопок
Общий вид раскопок / ©Municipality of Tiel

В нескольких курганах нашли погребения, но основная их часть имела явно церемониальный смысл и не содержит захоронений. Датирование по углероду-14 определило, что основную часть святилища возвели четыре тысячи лет назад.

Как и в случае со Стоунхенджем, различные элементы комплекса имеют достаточно четкую ориентацию по Солнцу, планетам и звездам. Это могло быть как чисто ритуальным вопросом, так и, по мнению ученых, иметь прикладное значение для европейцев бронзового века.

Археологи определили, что самый большой курган в центре комплекса был главным церемониальным местом. Там устроен солнечный календарь, который могли использовать, например, для расчета дней урожая и других важных сезонных событий. Этот календарь, по мнению исследователей, состоял из двух основных частей.

Первая — столбы вокруг кургана. Человек, находящийся на одной точке вершины кургана, может сравнивать положение Солнца на небе со столбами-маркерами и так определять, сколько времени осталось еще до конца или начала сезона.

Вторая часть — неглубокий ров с многочисленными проходами, окружающий главный курган. В определенные дни для наблюдателя с холма солнце светило прямо через эти проходы. По такому же принципу сложены камни Стоунхенджа — там тоже в конкретные дни солнце светит сквозь отверстия между определенными камнями.

Но на этом месте не только наблюдали за Солнцем и звездами. Там еще хоронили мертвых — важное отличие от британского кромлеха. На сегодня археологи раскопали около 80 захоронений. Некоторые — курганного типа, некоторые — просто могилы в земле.

Интересно, что в одной из могил находились останки женщины, которую похоронили вместе со стеклянной бусиной, привезенной из Древней Месопотамии. Это самая древняя стеклянная бусина, обнаруженная при раскопках в Нидерландах, и, по словам исследователей, она доказывает, что торговые сети бронзового века связывали Северную Европу с Ближним Востоком, несмотря на огромное расстояние.

стеклянная бусина
Бусина из Месопотамии / ©Municipality of Tiel

Помимо нормально устроенных захоронений, археологи нашли останки скелетов животных, человеческие черепа, бронзовые инструменты и оружие, которые были расположены вблизи мест, где солнце светило прямо через проходы в окружающем центральный курган рве. Это позволяет предположить, что их поместили туда в ритуальных целях — возможно, в качестве жертвоприношений какому-то древнему богу.

Всего за последние шесть лет археологи, работавшие в святилище, обнаружили более миллиона предметов. И хотя сам комплекс достаточно надежно датирован бронзовым веком, многие из этих предметов относятся как к более ранним, так и к более поздним эпохам. Так, среди подъемного материала есть предметы утвари, монеты и элементы оружия, относящиеся к тому периоду, когда регион входил в состав Римской империи, но есть и средневековые артефакты.

наконечник копья
Бронзовый наконечник копья / ©Municipality of Tiel

Исследователи предполагают, что после завершения основного цикла обустройства церемониального комплекса четыре тысячи лет назад люди использовали его именно как религиозное святилище в течение примерно 800 лет. Потом по каким-то причинам это место утратило сакральный смысл, хотя люди продолжали жить поблизости.

Самая очевидная причина — смена населения. Примерно в это время на территории современной Голландии происходит вытеснение носителей культуры колоколовидных кубков (2700-2100 годы до нашей эры) представителями хилверсюмской культуры (1800-1200 годы до нашей эры).