22.06.2023
5 217

Астрономы оценили число звезд, прилетевших в нашу Галактику из соседней

5.4

Моделирование сближения звезд со сверхмассивной черной дырой в центре галактики Андромеды показало, что часть из них могут оказаться выброшены из нее на огромной скорости и добраться до самого Млечного Пути.

Гиперскоростная звезда, ускоренная сверхмассивной черной дырой: взгляд художника / ©S5 Collaboration / Автор: Pinaria Caprarius

Взрывы сверхновых и некоторые другие катастрофические события могут придавать звездам огромную скорость, вплоть до сотен и тысяч километров в секунду, которые позволяют вылететь за пределы Млечного Пути. Это справедливо и для других галактик, включая нашу соседку — Туманность Андромеды.

Ученые подсчитали, что в пределах Млечного Пути может быть до 4000 звезд, прилетевших из нее. Статья об этом представлена в открытой библиотеке препринтов arXiv.

Лукас Гюльцов (Lukas Gülzow) и его коллеги из Технологического института Карлсруэ рассмотрели лишь один из сценариев, которые могут приводить к появлению гиперскоростных звезд: сближение двойной системы со сверхмассивной черной дырой, в результате которого одна из звезд поглощается, а вторая отбрасывается прочь. Ученые смоделировали движения 18 миллионов таких звезд и проследили за их полетом из центра галактики Андромеды с учетом притяжения и ее, и Млечного Пути, расположенного примерно в двух с половиной миллионах световых лет от нее.

Судя по результатам моделирования, около 0,08 процента этих светил со временем могут достичь нашей Галактики. Эта величина может показаться небольшой, однако, если гиперскоростные звезды в Андромеде появляются теми же темпами, что у нас, в Млечном Пути должно быть от 12 до 3910 гостей, влетевших из соседней галактики. И если реальное число ближе к верхней границе этого диапазона, то космический телескоп Gaia с большой вероятностью заметит такие звезды: за время работы на орбите он должен «отсмотреть» около одного процента Млечного Пути.

Если «гости из другой галактики» будут обнаружены в нашей, это позволит с помощью телескопов детальнее изучить их параметры. На сегодня астрономам известно, что химический состав звезд в галактиках может несколько различаться, но из-за больших расстояний между галактиками достаточно точно оценить подобные различия бывает сложно. Кроме того, пока не вполне ясно, могут ли гиперскоростные звезды (покидающие свои галактики) сохранять планетную систему, или они теряют ее во время сложных гравитационных взаимодействий, ведущих к их выбросу.