8 февраля
13 515

Оркнеи бронзового века смогли устоять перед экспансией индоевропейцев

4.3

Новое исследование генома жителей северного архипелага показало, что миграция населения на островах шла не совсем так, как на континенте или в Британии.

Один из скелетов из Линкс-оф-Нолтланд, ДНК которого была проанализирована исследователями / ©EASE Archaeology

Во времена неолита (с 3800 по 2500 год до нашей эры) Оркнейские острова интенсивно развивались. Там процветало земледелие, люди строили каменные жилища и гробницы, поддерживали, судя по находкам, контакты на больших расстояниях. Начиная примерно с 3200 года до нашей эры постоянно росло число поселений (и численность населения), а новые церемониальные памятники и керамические стили, зародившиеся на островах, распространились по всей Британии и Ирландии. Около 2800 года до нашей эры по не вполне понятным причинам процесс пошел на убыль, хотя неолитические традиции сохранялись как минимум до 2500 года до нашей эры.

В отличие от других мест в Британии, на Оркнейских островах мало материальных свидетельств культуры колоколовидных кубков, которая традиционно ассоциируется с приходом индоевропейцев на Британские острова. Малое число находок, относящихся к этой культуре, дало возможность предполагать, что в бронзовом веке Оркнеи развивались изолированно. Оказалось, такое предположение совсем неверно.

Люди жили в Линкс-оф-Нолтланд на северном побережье Уэстрея и во времена неолита, и в бронзовом веке / ©EASE Archaeology

Международная группа ученых под руководством Катарины Дулиас (Katharina Dulias) из Университета Хаддерсфилда (Великобритания) сравнила геномные данные из 22 погребений бронзового века и трех погребений железного века (археологический памятник Линкс-оф-Нолтланд на острове Уэстрей) с неолитическими погребениями со всего архипелага. Результаты исследования представлены в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Изучение и сравнение древней ДНК выявило уровень миграции в масштабах, которые нельзя было представить по археологическим данным. Выяснилось, что, несмотря на предполагаемую изолированность, Оркнеи пережили масштабную иммиграцию во время раннего бронзового века, заменившую большую часть местного населения. Новоприбывшие, вероятно, говорили на индоевропейских языках и несли геном, частично полученный от скотоводов, живших в степях Северного Причерноморья.

Примерно так же обстояло дело на остальной территории Британии и Европы в III тысячелетии до нашей эры, но были и отличия. В Северной и Центральной Европе экспансию скотоводов накануне бронзового века, как правило, возглавляли мужчины, а женщины вливались в растущее население из местных земледельческих групп.

На Оркнейских островах исследователи обнаружили прямо противоположное. Типичная митохондриальная ДНК, передающаяся по женской линии, здесь — ДНК, появляющаяся в этих местах в бронзовом веке. А вот Y-хромосомная ДНК, передающаяся по мужской линии, прослеживается та же, что и от первоначального неолитического населения.

Раскопки Линкс-оф-Нолтланд / ©Graeme Wilson

Причем эти мужские линии сохранялись на протяжении минимум тысячи лет после начала притока новой митохондриальной ДНК, чего не наблюдалось больше нигде. В остальных районах Европы «местные» гены мужчин неолита в основном исчезают. Правда, неолитические линии на Оркнеях все же были вытеснены во время железного века и сегодня встречаются крайне редко.

Иными словами, архипелаг пережил те же волны миграций, что остальная Европа, но при этом смог сохранить неолитические корни. Если совсем просто: местных мужчин не смогли вытеснить потомки пришедших из степей. Почему так произошло?

Археологи, проводившие раскопки в Линкс-оф-Нолтланд, утверждают, что ответ может заключаться в долгосрочной стабильности и самодостаточности фермерских хозяйств на Оркнеях, в которых, согласно генетическим данным, к пику неолита уже преобладали мужчины. Когда к концу неолита наступил общеевропейский спад, они, возможно, имели уникальную возможность пережить более суровые времена и сохранить власть над населением по мере прибытия новых людей.

Не вполне ясно, почему главной причиной заявлена самодостаточность именно фермерских хозяйств: население островов активно развивало рыболовство. То есть именно продовольственная стратегия была довольно диверсифицированной. Конечно, вспоминая неолитические памятники архипелага, хочется предположить, что дело в какой-то особенности местной культуры, воспитавшей хороших воинов. Но такая гипотеза крайне спекулятивна: в те непростые времена воинов хватало и в остальных местах.

В любом случае понятно, что экспансию индоевропейцев по Европе в третьем тысячелетии до нашей эры нельзя считать одним монолитным процессом с общими закономерностями, так как она была более сложной. Бронзовый век по-разному сменял неолит в разных частях Европы.