22.12.2022
Анна Новиковская
12 083

Предки человека плавали по Средиземному морю 450 тысяч лет назад

5.5

Греческие исследователи из Университета Патр нашли доказательства того, что вымершие предки современного человека могли плавать по Средиземному морю без малого полмиллиона лет назад.

Сегодня острова Эгейского моря привлекают множество туристов, а 450 тысяч лет назад они манили к себе наших далеких предков / © shuttershock.com

Эгейское море, расположенное между современными Грецией и Турцией, было одной из великих колыбелей Античности. Теплые воды, изобилие рыбы и множество островов привлекали людей тысячелетиями. И теперь исследователи из Университета Патр (Греция) нашли доказательства того, что 450 тысяч лет назад предки человека могли совершать морские путешествия именно в этом регионе.

Большинство антропологов полагают, что в периоды оледенения уровень воды Эгейского моря падал достаточно, чтобы между островами образовывались временные сухопутные мосты. По таким мостам наземным животным, включая предков человека, было нетрудно пересекать пролив за проливом, расселяясь по нынешним островам. Но что, если на самом деле никаких мостов не было?

Чтобы это выяснить, исследователи решили проверить, до какой степени опускался уровень воды в Эгейском море за последние несколько сотен тысяч лет. Они проанализировали маркеры уровня моря в дельтах рек по всей области исследования и обнаружили, что во время ледниковых периодов он опускался на 152–225 метров ниже нынешнего значения.

После этого осталось сравнить, насколько глубокие участки дна разделяют острова и материк. Оказалось, даже экстремально низкого уровня моря было бы недостаточно, чтобы не замочить ног. Так что, чтобы добраться до островов и оставить там следы своего пребывания, найденные теперь археологами, древним людям пришлось пуститься в плавание.

Пока ученые не могут сказать, что за вид людей плавал по Эгейскому морю от острова к острову (благодаря их тесному расположению не нужны были навигационные приборы, чтобы найти следующий клочок суши). Однако находки в Греции того времени позволяют предположить, что это были гейдельбергские люди или даже их потомки, ранние неандертальцы.

Результаты работы уточняют пути расселения древних людей по Средиземноморью и дают основания предполагать, что, когда наши древние прародители, люди современного типа, покинули Африку и двинулись в сторону Европы, они шли не только по суше, но и по морю.

Исследование опубликовано в журнале Quaternary International.

Анна Новиковская