02.12.2016
Редакция Naked Science
3 307

Черных дыр пятница

3.3

Массовая истерия по поводу «черной пятницы», охватившая на прошлой неделе если не весь, то подавляющую часть земного шара, постепенно сошла на нет. Поэтому пятницу этой недели можно совершенно спокойно посвятить черным дырам.

Черная дыра

Черная дыра – область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Такое сильное гравитационное притяжение объясняется тем, что материя в ней сжата в крошечное пространство… совсем как все эти обезумевшие покупатели, которые в день распродаж пытаются разом втиснуться в не резиновый магазин.

В связи с тем, что даже кванты света не могут «выбраться» из черной дыры, разглядеть ее невооруженным глазом представляется невозможным. В обнаружении черных дыр нам помогают космические телескопы со специальными инструментами (совсем как специальные веб-сайты, помогающие приобрести вещи по самой выгодной цене).

Насколько велики черные дыры?

Черные дыры могут быть большими и маленькими, вроде очередей на кассах. По мнению ученых, самые крошечные черные дыры сопоставимы по размерам с атомом, однако масса подобных «крох» подобна массе большой горы.

Как рождаются черные дыры?

Ученые считают, что самые маленькие черные дыры образовались с появлением Вселенной.  Черные же дыры звездных масс образуются как конечный этап жизни звезды. Смерть звезды сопровождается взрывом, известным как вспышка сверхновой.

Сверхмассивные черные дыры – совсем другая история

По мнению ученых, они образовались в то же время, что и галактики, в которых они проживают. Сверхмассивные черные дыры известны своей «прожорливостью»: они могут поглощать объекты, попадающие под воздействие их мощной гравитации. Когда звезда проходит на определенном расстоянии мимо черной дыры, она испытывает растяжение и становится похожей на «спагетти» перед тем как поглощается черной дырой.

Помимо сверхмассивных черных дыр, существуют также ультрамассивные черные дыры, которые находятся в центре массивных скоплений галактик, содержащих огромное количество горячего газа.