• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

В России впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления

Специалисты национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40. Машиной управляли из кабины, не имеющей остекления. Пилоты задействовали системы внешнего видения на основе камер разных спектральных диапазонов.

Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС
Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС

По итогу испытаний специалисты подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления с помощью системы внешнего видения (СВВ), состоящей из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона.

Устройства позволили пилотам управлять воздушным судном за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации в условиях «закрытой кабины».

© Правительство России /  ТАСС

Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

45 Комментариев
Максим Синёв
20 часов назад
-
0
+
Да в наше время это и без пилота, не то что без остекления возможно. Чего и кому они доказывали - не очевидно
Denis Mikhnevich
1 день назад
-
1
+
Основная сложность таких экспериментов, в так называемой латентности видеопотока - это когда видео на дисплее отстает от реальности на достаточно большое время. Для примера, отставание на 150 мсек (0.15 секунды), при скорости 250 км/час (70 м/сек), "обманывает" пилота на 10,5 метров по курсу, т.е. пилот при посадке видит картинку того, что было "10 метров назад"... и это было успешно преодолено. Так же фишка в том, что в этом эксперименте картинка с камеры идет с промежуточной обработкой: камера -> вычислитель -> дисплей. Т.е. на каждый кадр накладываются дополнительные "символы", например: показания приборов, телеметрия, данные полученные с помощью ИИ, интегрированные данные с нескольких камер... И все это в разрешении HD+. Немного истории. Чтобы снизить "латентность видеопотока", до сих пор использовали "прямую трансляцию видео" (т.е. с видеокамеры напрямую на "телевизор"=видеомонитор), При таком подходе по сути нет возможности сколь-либо сложной обработки кадров (наложения на кадр "символов") + использовали низкие разрешения не выше SVGA = 800х600 пикселей и обзор по горизонтали далеко не на 120++ градусов Так что это однозначно прорыв в данной области. Что касается "сверхзвука", то да, это пока еще эксперимент, отработка принципов - но сверхзвуковой лайнер садится и взлетает на сопоставимых с Як-40 скоростях. А вот на крейсерских высотах, можно уже лететь на автопилоте и "рулить левой пяткой под контролем ИИ" =)
    Стэн Станиславский
    1 день назад
    -
    1
    +
    Denis, как же летают и применяют в бою ударные БПЛА типа ланцета или свитчблейда, если никто еще, по вашим словам, не преодолел "латентность видеопотока?"
    +
      ещё комментарии
      Denis Mikhnevich
      19 часов назад
      -
      0
      +
      Стэн, С очень большими сложностями. Отставание зачастую те самые 0,15 сек, (в последний год стали появляться дорогие системы с отставанием на порядок меньше) и в основном на низком разрешении и с передачей "чистого видеосигнала" - обратите внимание, насколько низкого качества наложенные на видеоряд "символы" (это очень заметно в "роликах") Собственно именно поэтому хороших операторов БПЛА можно по пальцам пересчитать... + в ударных дронах используется не только управление оператором (чаще всего оператор на высокой траектории только задает/уточняет цель), а дальше работает локальное "курсовое самонаведение": акселерометры + ИИ (и другие "быстрые" аналоговые сигналы) + если дрон промажет, скажем на 5 метров вниз, ничего особо страшного не произойдет...
        Стэн Станиславский
        14 часов назад
        -
        0
        +
        Denis, нет там никакого ИИ, и пока что не предвидится. Оный Искусственный Идиот мало того, что стоит как крыло Боинга, он еще и весит тоже почти как то крыло, да еще и жрет столько, что аккумулятор придется ставить емкостью и весом раза в три более исходного, что делает всю затею полностью неосуществимой.
          Denis Mikhnevich
          7 часов назад
          -
          0
          +
          Стэн, э... ну как вам сказать, весит модуль, на которой можно запустить подходящую нейросеть примерно 150-200 граммов, потребляет 5В,4А,20Вт, ну и стоит долларов 50 от силы. Вы наверное слышали/читали про суперкомпьютеры, на которых происходит ОБУЧЕНИЕ нейросетей - эти да, потребляют и стоят... а вот обученную нейросетку такого класса можно запустить на процессоре для недорогого смартфона. Это я вам ответственно, как разработчик... (вы можете в интернете найти массу устройств, например видеокамеры с распознаванием лиц или там робот-пылесос, стоимостью не более 10 тыс руб. а в них ровно те же самые технологии)
-
-1
+
Что за гной собрался в комментариях? 😄 Унылые нытики, как же их корёжит )
игорь лешок
3 дня назад
-
0
+
Итог хороший. Дроны теперь будут летать на сверхзвуке. Картинка с камер будет у оператора. А кто то думал зачем в этом Як люди? Если камеры оплошают, то перейти на ручное управление. Осталось пару месяцев, до всех внедрений
Ilya Zavalishin
3 дня назад
-
-1
+
А почему сверхзвукового лайнера, а не гиперзвукового? Или лучше - сверхсветового? Все равно ничего из этого не существует. Уж начал бредить- так хоть - бредь с размахом.
Володя. а
4 дня назад
-
0
+
пфф... тоже мне новость... вот ололошка маск, обещал обещать - и что ви таки себе думаете - ни разу ни соврамши, продолжает это делать, на радость несовершенноумным с самыми правильными лицами. а тут - всего-то впервые, всего-то по камерам, всего-то с потенциалом пилотирования на сз... да если бы это был ойфон с муском, об этом уже трындели из всех китайских утюгов (ибо других у меня для вас нет) учись, рашкаваня!
ulogin_facebook_10209253907367034
4 дня назад
-
-2
+
Обычный шлем израильского пилота делал это все еще 15 лет назад еще на F16 ..а сегоднишнии шлемы F35 по 300к баксов за юнит умеют гораздо больше функций
Виктор Ivanov
4 дня назад
-
-2
+
А в чём достижение? Типо не на тренажёре, а на реальном самолёте? Скажите им кто-нибудь что Тесла уже давно ездит используя камеры.
Sam Dowson
5 дней назад
-
0
+
"впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления" - "Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. " В каком месте тут сверхзвук? Да и Як-40 на сверхзвуке развалится.
    Николай Цыгикало
    5 дней назад
    -
    -1
    +
    Sam, нет.) Он его просто никогда не достигнет со штатными двигателями. И даже в крутом пикировании развалится раньше, чем выйдет на звуковую скорость.
    +
      ещё комментарии
      Sam Dowson
      5 дней назад
      -
      0
      +
      Николай, теоретически можно выйти и на "сверхзвук" относительно земли при сильном попутном ветре, как это делают обычные боинги и аэрбасы, попав в поток сильного западного струйного течения над атлантикой. Просто в заметке даже речи ни о каком сверхзвуке нет.
        Николай Цыгикало
        5 дней назад
        -
        0
        +
        Sam, я так "выходил" практически, в небе над Японией, где самые быстрые на Земле струйные течения. Выполняли рейс из Нариты в Папеэте, на Большой Таити. (Но мы попадали не в рекордные, конечно). Но это, конечно, не сверхзвуковой режим полета)
          Sam Dowson
          4 дня назад
          -
          1
          +
          Николай, мне вот другое интересно. А если разряд бахнет в самолёт? В прошлый раз у суперджета автопилот отвалился, посадили вручную кое как закозлив. А если в момент разряда будут камеры без остекления? Изображение с них точно поплывёт и вручную уже не посадишь - остекления-то нет. Чисто по приборам? В советские времена помню пилот Ту-134 кичился, что посадит на полосу по приборам, задвинув все шторки - промахнулся на 69 душ... Так там аналоговые были, цифровые к разряду гораздо чувствительнее.
            Николай Цыгикало
            4 дня назад
            -
            0
            +
            S., если всерьез, то есть целые подходы к управлению полетом в условиях неработающих или неправильно работающих датчиков. Это же и условия работы с помехой — она забивает сигнал, или прерыаает его в разных видах. Ситуация с ослеплением камер разрядом тут довольно обычная задача. Рассказывал об этом тут, глава "Фильтр Калмана: математика для полетов «Аполлонов» "... система дифференциальных уравнений для расчета апостериорной (значит по фактическим наблюдениям) плотности вероятности и набора значений математических ожиданий. В итоге её работы можно получать оптимальную (то есть с минимальной среднеквадратической ошибкой) и непрерывно обновляемую оценку положения и вектора скорости цели в условиях, когда цель видна плохо: нечетко, в помехах, или отрывочно с перерывами. Помехи в любом канале наблюдения будут всегда, независимо от типа канала, потому что Вселенная не пустая. В поле зрения помимо цели всегда будет что-то еще, видимое в этом канале. Оптическом, тепловом, радиолокационном, акустическом, сейсмическом, гравиметрическом, любом. Мир виден в любом канале наблюдения, и цель видна в нем влитой в фон всего другого наблюдаемого. Зашумлено, затуманено, засвечено, зацвечено, затенено, размыто, приглушенно: помехи живут везде и бесконечно разнообразны. Кроме того, точные значения координат могут быть «размыты» сильным блеском самой цели: чистый фон, отсутствие наблюдаемого прочего, могут заставить цель выглядеть «ярче». Тогда размытость цели своим большим блеском возместит отсутствие помех чистого фона. И сам «глаз» тоже даст свои помехи, каким бы он ни был конструктивно. И помех станет еще больше в случае его не совсем верной работы." https://naked-science.ru/article/tech/perehvat-za-atmosferoi
            -
            0
            +
            Sam, в авиации, как и в космосе, есть такая штука - дублирование и еще раз дублирование. Сделают несколько камер с раздельным (гальванически развязанным) питанием и подачей сигнала, разных типов даже, возможно. Я давно уже жду, когда самолет таки обвешают камерами вместо этих их примитивных датчиков. Можно прямо визуально видеть и состояние рулей, и шасси, и движка и много чего нужного. Тогда и можно будет сразу спалить всяких идиотов- левых пассажиров в отсеках с шасси. Ибо это было недавно в Афгане во время бегства оттуда армии США и регулярно случается в Африке на пассажирских рейсах. Ладно, если идиот просто там кончится. А вот если из-за кусков его тушки шасси не смогут убраться или выпуститься - это уже похуже, гораздо похуже ситуация.
            Denis Mikhnevich
            1 день назад
            -
            0
            +
            Sam, 1. Это ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ полет доказывающий теоретические возможности на практике (НИР) - до рабочих решений еще десятилетия! 2. Клетка фарадея и гальваническая развязка (от молний) вполне применимы к камерам - это не радиоизлучатели и не сверхточные датчики, их можно сильно заглубить в корпус и экранировать. 3. Сам факт "слепой посадки" (с использованием камер) - это предельно крайний случай, на момент появления в РФ (и в мире) самолетов без переднего остекления, естественно эта технология кратно шагнет вперед. Конкретно в данном эксперименте отрабатывается сам принцип получения информации (с камер) - видеоряда пригодного для дальнейшей обработки: ИИ, круговой обзор при взлете/посадке/рулении на ВПП и т.д. и при этом воспринимаемой пилотом и достаточной для сложных условий пилотирования.
Николай Цыгикало
5 дней назад
-
2
+
Странно, при чем тут сверхзвуковой полет и самолет Як-40. Как-то эти две сущности не вяжутся) а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище. Полеты под шторкой обязательно входят в программу летной подготовки, еще и оценку по ним ставят. А тут целые видеокамеры наружного обзора. Роскошь, можно сказать. Ну и инфракрасные камеры уж точно надо испытывать при сверхзвуковом обтекании. Опять же, с каким значением числа М? Уже при трешке разогрев обтекающего потока будет изрядным... В качестве шутки: из кабины Як-40 зачастую и так почти ничего не видать, когда остекление завешано всякими картами, предметами и прочим. Когда выполнял полеты в кабине Як-40, иногда удивлялся, как оттуда вообще что-то видно. Вишенкой были ночные полеты с освещением кабины обычной подвесной лампой, болтавшейся на свисающем проводе как самая обычная гаражная переноска. При этом лобовое остекление было залеплено всякой дрянью. На вопрос — как же будем садиться? — летчики только ухмылялись. Могу вечером найти свои снимки из этой кабины, показать как это выглядело. И днем, и ночью :)
    Masyanya Masyanya
    4 дня назад
    -
    1
    +
    Николай, если не сложно, то пожалуйста.
    +
      ещё комментарии
    -
    0
    +
    "... а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище..." Николай, серьезно? И прям взлет по приборам отрабатывают еще в училище? И даже посадку? Что касается ИК-камеры, совершенно очевидно, что она может быть нужна только при ночной посадке, а точнее при ночной посадке при плохой видимости, хотя и днем при плохой видимости тоже может пригодиться, то есть при полете на низких скоростях, заведомо ниже скорости звука. Совершенно очевидно, при сверхзвуке по ИК-камерам никто летать не собирается - в этом просто нет смысла. Замечание про то, что ЯК-40 не может летать при сверзвуке, справедливо, но ведь здесь в ролике, что совершенно очевидно, отрабатывались самые сложные операции при полете без визуального контакта, по камерам - то есть взлет и посадка, при скоростях заведомо ниже сверхзвука. То есть не важно, по крайней мере на этом этапе испытаний, какую скорость может развить самолет-лаборатория уже на высоте, на эшелоне. Полет на самом сверзвуке в данном контексте не представляет какой-либо сложности, там реально можно лететь по приборам даже без камер, чисто по GPS идти.
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      4 дня назад
      -
      0
      +
      Стэн, пожалуй. Только плохой видимостью в авиации называются условия с атмосферными факторами, сокращающими расстояние видимости. Не думаю, что инфракрасные камеры покажут местность сквозь туман или мглу. Сквозь дымку может быть, но там и инфракрасные камеры не нужны. Скорее всего, для ночного режима в условиях хорошей видимости. А при плохой вряд ли помогут. Можно в этом убедиться, просто посмотрев в туман в тепловизионный прицел. В облаках и тепловые ГСН ракет не работают. И инфракрасные фототеодолиты тоже в туман не показывают, как и обычные оптические.
        -
        0
        +
        Николай, вы просто не в курсе. В диапазоне 1064 нм в ИК у атмосферной влаги есть окно прозрачности. Даже при многослойной облачности при условии хорошей камеры вполне можно рассмотреть и очертания города ночью за счет теплового излучения, и сушу от моря отличить.
          Николай Цыгикало
          3 дня назад
          -
          0
          +
          Стэн, разумеется, я не в курсе. Но достаточно наблюдал местность в тепловизионный прицел, и заходил на посадки в кабинах в условиях плохой видимости. Вы в тепловой прицел зимой посмотрите, как видится местность даже в лёгкий снегопад, ну и в туманы до пятисот метров, а потом рассказывайте что увидели. Вот это будет честно и от практики. Разговариваю с вами и делюсь впечатлениями как практик. А фантазии да, дело интересное. Холодная местность смотрится ровно и непонятно, без ориентиров. По вопросам прозрачности атмосферы и наблюдениям через неё отдельная тема, каждый раз отрабатываемая при каждой боевой работе. Оптическое начало с удаления километров 120, атмосфера может быть разной. Там целая система понятий и практики. Могу дать ссылки на более детальные рассказы про это, описания с натуры, при разных типах облаков, ночные, дневные, и тд и тп. Включая уже не оптику, но телеметрию и её работу, и спецтелеметрию, помимо визуальных оптических дел. Есть многое здесь, кстати. Был бы интерес). Атмосфера отдельное сложное и своеобразное царство, его знать надо. Там много всего. И атмосферная влага бывает разной. Это и оптически прозрачный пар, и туман разной плотности или дымка, и снежные осаждения вплоть до метелей. В высотных облаках такого всегда хватает, особенно в верхних частях, а самолёт пойдёт высоко над ними. Через эти массивы вряд ли окна откроются на любой волне, и лежат они на сотни километров. В общем, откуда мне быть в курсе, Стэн. Разумеется, подначиваю.) Не чрезмерно? Всё вышеописанное - практика.
            -
            0
            +
            Николай, ваш тепловизионный прицел очевидно не сработает. Нужен качественный охлаждаемый тепловизор с узкополосным светофильтром, пропускающим только ИК в районе 1064 нм. Такое пока только ученые используют, у вояк такого нет.
            -
            0
            +
            Николай, конечно, речь идет про окно прозрачности только для атмосферной влаги. В случае дыма (обычного или искусственного), смога, песчаной бури диапазон 1064 нм бесполезен.
              Николай Цыгикало
              3 дня назад
              -
              0
              +
              С., понятие "атмосферная влага", повторюсь, выше писал вам, не метеорологическое и не инженерное. Непонятно что вы этим называете. Если водяной пар, то напишите пар. А если это просто любая вода в воздухе, то и туман, и снежный заряд, и облака любых типов это тоже атмосферная влага: вода в атмосфере. И понимай как хочешь. Это наглядный пример вопроса про выхлоп, который у вас оказывается внутри рабочего цикла, и прочую невнятицу. Про "влагу" ничего не могу сказать, ибо это неопределенно что есть.
      Глеб Горбунов
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Стэн, вы, как я посмотрю, всё можете объяснить 😄. Даже за авторов пояснить, что они имели в виду. То есть вам можно рассказывать приятный бред и вы сами всё додумаете
        -
        0
        +
        Глеб, нет. Далеко не всегда я авторов оправдываю. За чушь могу и поругать. Конкретно здесь автор, похоже, очень мало знал об обстоятельствах испытаний и предназначении ИК-камеры, вероятно. За это его знающие люди поругали, например, тот же Николай Цыгикало и другие правильно указал на то, что ЯК-40 сам по себе не может летать на сверзвуке. А я пояснил, что могло иметься в виду под этими испытаниями и ряд подробностей про камеры
          Николай Цыгикало
          3 дня назад
          -
          0
          +
          Стэн, я здешних авторов не ругаю. Не приписывайте мне, пожалуйста, чего нет. Это так подали новость люди из этой конторы. А новостник лишь лонес ее сюда, не будучи автором новости. Новостник хороший, подсказываю ошибки, когда бывают, они у всех бывают, сам ошибался не раз; но ругать никогда. Ругать это уже человека, а не информацию. Новостник ругани никак не заслуживает, на мой взгляд, только благодарности.
    Alexander IK
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Николай, а причем тут бред который вы написали? Написано же черным по белому ПО ИТОГУ ИСПЫТАНИЙ ПОТВЕРДИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ СВЕРХЗВУКОВОГО ГР. САМОЛЕТА. Где было написано что як летел на сверхзвуке?
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      3 дня назад
      -
      0
      +
      Alexander, почему тогда сразу не гиперзвукового? Или космического Шаттла? Если система облетана на дозвуке, как это может доказать ее годность для сверхзвукового режима? На котором она не провела и секунды? Испытания на Ан-2 или Як-40 не подтверждают годность для сверхзвука. Подтвердить такую годность можно только проверкой этим самым сверхзвуком. Если на нем не облетывалось — какое же тут подтверждение. Вы этого не понимаете? Даже просто после капремонта сверхзвукового самолета каждый экземпляр облетывается летчиком-испытателем перед передачей его в войска, в эксплуатацию. Испытатель пишет свои замечания по облету в паспорт самолета. А в его летной книжке этот полет так и записывается: "облет самолета". Фото ниже мои, снял сейчас для иллюстрации. Так вот облет этот выполняется за четыре полета. Два — на дозвуке, и два полета — на сверхзвуке. Вот только после них, двух сверхзвуковых контрольных полетов, самолет облетан. И вот только тогда данный экземпляр "подтвердил возможность работы" На сверхзвуковом режиме. А не после полетов на дозвуке. На дозвуковых режимах сверхзвуковая техника ничего для сверхзвука не доказывает и не подтверждает. Как не подтверждает н чего и испытания сверхзвуковой ракеты на дозвуке. Даже у водолазов оборудование для глубины 100 м проверяют не в ванне, а на реальной глубине. А оборудование для температуры в 1000 градусов не подтверждают кипятком. Это как испытание парашюта без реального прыжка или сброса. А самолет не испытывают одним рулением по рулежке. Его облетывают, а не ездят на нем по земле. А что, двигатель-то работает... Бред - это подтверждение управления сверхзвуковым самолетом проверкой на совсем другом режиме полета — дозвуке. Это земля и небо. Никогда дозвуковой полет не подтверждал возможности сверхзвукового. Если оборудование не испытано в рабочем режиме — а он сверхзвуковой — то какое же тут подтверждение? Чего — что прошел проверку на дозвуке? Но при чем тут сверхзвук, если на нем не проверяли?
        -
        0
        +
        Николай, подразумевается, наверное, что цель данного испытания потом применение в будущем сверзвуковом лайнере. Ну и плюс "ученый изнасиловал журналиста", очевидно же )))
          Николай Цыгикало
          3 дня назад
          -
          1
          +
          Стэн, разумеется. Но если шасси сверхзвукового самолета и работу его закрылков нудно испытывать на дозвуке, где они и работают, а на сверхзвуке не работают — то оборудование для сверхзвукового полета надо и испытывать на сверхзвуке. Аналогично, гиперзвуковые устройства — на гиперзвуке. Скажу свое частное мнение чисто из личного опыта. Довелось много испытывать специальные летательные аппараты самых разных типов, проходившие атмосферу на меняющихся гиперзвуковых режимах. И написал про это кучу статей с деталями. Но не припомню ни разу, чтобы их оборудование и их специальную начинку признали "подтвержденной" без таких испытаний и гиперзвукового прохода атмосферы. А здесь фигли? Не облетал на сверхзвуке — не говори, что подтвердил. Подтверждает только полет на заявленном режиме. А если до него не дотянули — такая попытка ничего не подтверждает. Железное правило испытателей летающей техники. Поэтому и заявление в заметке режет глаз и вызывает резонный вопрос: а с какого?
            -
            0
            +
            Николай, ну камеры по фронту или кругового обзора не настолько сильно нуждаются в испытании, как другие виды оборудования самоля, участвующие в процессе полета.
              Николай Цыгикало
              3 дня назад
              -
              0
              +
              С., поскольку параметры "сверхзвукового лайнера" не определены, бессмысленно спорить, ибо непонятно что можно утверждать. Но, например, при полете с М=2,5-3 передние кромки крыльев, киля, стабилизаторов, воздухозаборников и тд. разогреваются градусов ло 300 °С, примерно, ориентировочно. Точно надо посчитать или глянуть в таблицах температуру торможения для этой скорости. И вот камера или датчик, если они в лобовом элементе, будут работать в этой температуре, 300 градусов. Это проверили? Подтвердили? И давление будет несколько атмосфер — не пропустит ли внутрь такой горячий газ камера? Это проверили, подтвердили? А как, чем проверили? А если камера на любом скосе, температура и давление там будут меньше, но тоже могут быть первые атмосферы и сотни градусов. Как для этих условий проверить работу камеры дозвуком? А никак. На дозвуке нет таких сжатий и температур. А они уже "подтвердили" для сверхзвука, даже не опробовав на нем ни разу. Кому как, мне это видится филькиной грамотой. Я работал со сверхзвуком и гиперзвуком достаточно, чтобы задать эти простые резонные вопросы. Когда мы испытывали гиперзвуковое движение изделий и их работу на этом режиме, никому и в голову не пришло бы сказать "подтвердили" без испытательных полетов именно на этом режиме. Не полетел на гиперзвуке — значит, им не испытан. Сверхзвук полностью аналогично; собственно, это близкие части одной большой газодинамики, а на дозвуке газодинамики нет. Только аэродинамика, и она ничего из газодинамики подтвердить не может — принципиально другая область, с принципиально другим, до противоположного, поведением потока и картиной обтекания.
                -
                0
                +
                Николай, если речь только о нагреве, то камеру можно на этот параметр и на земле проверить. Если на разгерметизацию при резком изменении давления - то же самое. В некоторых случаях можно снижать нагрузку на камеры за счет применения перископов или термозащитных заслонок. В любом случае необходимо хорошо продумать места расположения камер и как можно больше резервировать их, ибо вес и размер они имеют небольшой, натыкать их по всему корпусу много можно.
Позавчера, 13:19
Илья

Генетический анализ впервые подтвердил прямую связь современного коренного народа Пикурис Пуэбло с древними жителями региона каньона Чако. Исследование, инициированное самим племенем, показало непрерывную генетическую линию на протяжении последнего тысячелетия и помогло восполнить пробелы в устной истории народа.

Позавчера, 09:36
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

Вчера, 14:20
Редакция Naked Science

И Лю (Yi Liu) — концепт-дизайнер и цифровой художник из китайского города Далянь. В его работах сочетаются лаконичность формы и выразительная атмосфера, свойственная классической научной фантастике. Художник предпочитает графичный стиль, при этом уделяет большое внимание свету, композиции и настроению.

28 апреля
Юлия Трепалина

Прошлые научные работы показали, что высокие люди чаще зарабатывают больше. Исследователи из США решили проверить, не закладывается ли основа для этого преимущества еще в школе. Чтобы разобраться в вопросе, специалисты проанализировали данные около полумиллиона нью-йоркских школьников.

30 апреля
Андрей

Туристы встретили гарпию во время прогулки по лесам Южной Америки, а когда одна из участниц отстала, хищник напал на нее и повредил скальп. Птицу удалось спугнуть, девушку доставили в больницу. Это краткий пересказ первого опубликованного отчета о нападении гарпии на человека. Причины атаки не совсем ясны. Cкорее всего, подтвержденных сообщений о таких нападениях больше, но специалисты не хотят их публиковать, чтобы не пугать обывателей и не провоцировать их на агрессию.

30 апреля
Игорь Байдов

Долгое время палеонтологи считали, что древние крупные наземные хищники никогда не населяли острова Карибского моря. По крайней мере, после исчезновения динозавров. Эта картина казалась логичной: изолированность от материка не позволяла таким хищникам туда перебраться. Но острые зубы, по форме характерные для крупных плотоядных, которые ученые находили в скалах и пещерах, заставили усомниться в этой гипотезе.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

9 апреля
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно