• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

В России впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления

Специалисты национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40. Машиной управляли из кабины, не имеющей остекления. Пилоты задействовали системы внешнего видения на основе камер разных спектральных диапазонов.

Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС
Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС

По итогу испытаний специалисты подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления с помощью системы внешнего видения (СВВ), состоящей из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона.

Устройства позволили пилотам управлять воздушным судном за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации в условиях «закрытой кабины».

© Правительство России /  ТАСС

Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

39 Комментариев
Максим Синёв
2 недели назад
-
0
+
Да в наше время это и без пилота, не то что без остекления возможно. Чего и кому они доказывали - не очевидно
Denis Mikhnevich
2 недели назад
-
1
+
Основная сложность таких экспериментов, в так называемой латентности видеопотока - это когда видео на дисплее отстает от реальности на достаточно большое время. Для примера, отставание на 150 мсек (0.15 секунды), при скорости 250 км/час (70 м/сек), "обманывает" пилота на 10,5 метров по курсу, т.е. пилот при посадке видит картинку того, что было "10 метров назад"... и это было успешно преодолено. Так же фишка в том, что в этом эксперименте картинка с камеры идет с промежуточной обработкой: камера -> вычислитель -> дисплей. Т.е. на каждый кадр накладываются дополнительные "символы", например: показания приборов, телеметрия, данные полученные с помощью ИИ, интегрированные данные с нескольких камер... И все это в разрешении HD+. Немного истории. Чтобы снизить "латентность видеопотока", до сих пор использовали "прямую трансляцию видео" (т.е. с видеокамеры напрямую на "телевизор"=видеомонитор), При таком подходе по сути нет возможности сколь-либо сложной обработки кадров (наложения на кадр "символов") + использовали низкие разрешения не выше SVGA = 800х600 пикселей и обзор по горизонтали далеко не на 120++ градусов Так что это однозначно прорыв в данной области. Что касается "сверхзвука", то да, это пока еще эксперимент, отработка принципов - но сверхзвуковой лайнер садится и взлетает на сопоставимых с Як-40 скоростях. А вот на крейсерских высотах, можно уже лететь на автопилоте и "рулить левой пяткой под контролем ИИ" =)
    Стэн Станиславский
    2 недели назад
    -
    1
    +
    Комментарий удален пользователем или модератором...
    +
      ещё комментарии
      Denis Mikhnevich
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Стэн, С очень большими сложностями. Отставание зачастую те самые 0,15 сек, (в последний год стали появляться дорогие системы с отставанием на порядок меньше) и в основном на низком разрешении и с передачей "чистого видеосигнала" - обратите внимание, насколько низкого качества наложенные на видеоряд "символы" (это очень заметно в "роликах") Собственно именно поэтому хороших операторов БПЛА можно по пальцам пересчитать... + в ударных дронах используется не только управление оператором (чаще всего оператор на высокой траектории только задает/уточняет цель), а дальше работает локальное "курсовое самонаведение": акселерометры + ИИ (и другие "быстрые" аналоговые сигналы) + если дрон промажет, скажем на 5 метров вниз, ничего особо страшного не произойдет...
        Стэн Станиславский
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
          Denis Mikhnevich
          2 недели назад
          -
          0
          +
          Стэн, э... ну как вам сказать, весит модуль, на которой можно запустить подходящую нейросеть примерно 150-200 граммов, потребляет 5В,4А,20Вт, ну и стоит долларов 50 от силы. Вы наверное слышали/читали про суперкомпьютеры, на которых происходит ОБУЧЕНИЕ нейросетей - эти да, потребляют и стоят... а вот обученную нейросетку такого класса можно запустить на процессоре для недорогого смартфона. Это я вам ответственно, как разработчик... (вы можете в интернете найти массу устройств, например видеокамеры с распознаванием лиц или там робот-пылесос, стоимостью не более 10 тыс руб. а в них ровно те же самые технологии)
Артур Гильметдинов
2 недели назад
-
-1
+
Что за гной собрался в комментариях? 😄 Унылые нытики, как же их корёжит )
игорь лешок
2 недели назад
-
0
+
Итог хороший. Дроны теперь будут летать на сверхзвуке. Картинка с камер будет у оператора. А кто то думал зачем в этом Як люди? Если камеры оплошают, то перейти на ручное управление. Осталось пару месяцев, до всех внедрений
Ilya Zavalishin
2 недели назад
-
-1
+
А почему сверхзвукового лайнера, а не гиперзвукового? Или лучше - сверхсветового? Все равно ничего из этого не существует. Уж начал бредить- так хоть - бредь с размахом.
Володя. а
2 недели назад
-
0
+
пфф... тоже мне новость... вот ололошка маск, обещал обещать - и что ви таки себе думаете - ни разу ни соврамши, продолжает это делать, на радость несовершенноумным с самыми правильными лицами. а тут - всего-то впервые, всего-то по камерам, всего-то с потенциалом пилотирования на сз... да если бы это был ойфон с муском, об этом уже трындели из всех китайских утюгов (ибо других у меня для вас нет) учись, рашкаваня!
ulogin_facebook_10209253907367034
2 недели назад
-
-2
+
Обычный шлем израильского пилота делал это все еще 15 лет назад еще на F16 ..а сегоднишнии шлемы F35 по 300к баксов за юнит умеют гораздо больше функций
Виктор Ivanov
2 недели назад
-
-2
+
А в чём достижение? Типо не на тренажёре, а на реальном самолёте? Скажите им кто-нибудь что Тесла уже давно ездит используя камеры.
Sam Dowson
2 недели назад
-
0
+
"впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления" - "Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. " В каком месте тут сверхзвук? Да и Як-40 на сверхзвуке развалится.
    Николай Цыгикало
    2 недели назад
    -
    -1
    +
    Sam, нет.) Он его просто никогда не достигнет со штатными двигателями. И даже в крутом пикировании развалится раньше, чем выйдет на звуковую скорость.
    +
      ещё комментарии
      Sam Dowson
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Николай, теоретически можно выйти и на "сверхзвук" относительно земли при сильном попутном ветре, как это делают обычные боинги и аэрбасы, попав в поток сильного западного струйного течения над атлантикой. Просто в заметке даже речи ни о каком сверхзвуке нет.
        Николай Цыгикало
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Sam, я так "выходил" практически, в небе над Японией, где самые быстрые на Земле струйные течения. Выполняли рейс из Нариты в Папеэте, на Большой Таити. (Но мы попадали не в рекордные, конечно). Но это, конечно, не сверхзвуковой режим полета)
          Sam Dowson
          2 недели назад
          -
          1
          +
          Николай, мне вот другое интересно. А если разряд бахнет в самолёт? В прошлый раз у суперджета автопилот отвалился, посадили вручную кое как закозлив. А если в момент разряда будут камеры без остекления? Изображение с них точно поплывёт и вручную уже не посадишь - остекления-то нет. Чисто по приборам? В советские времена помню пилот Ту-134 кичился, что посадит на полосу по приборам, задвинув все шторки - промахнулся на 69 душ... Так там аналоговые были, цифровые к разряду гораздо чувствительнее.
            Николай Цыгикало
            2 недели назад
            -
            0
            +
            S., если всерьез, то есть целые подходы к управлению полетом в условиях неработающих или неправильно работающих датчиков. Это же и условия работы с помехой — она забивает сигнал, или прерыаает его в разных видах. Ситуация с ослеплением камер разрядом тут довольно обычная задача. Рассказывал об этом тут, глава "Фильтр Калмана: математика для полетов «Аполлонов» "... система дифференциальных уравнений для расчета апостериорной (значит по фактическим наблюдениям) плотности вероятности и набора значений математических ожиданий. В итоге её работы можно получать оптимальную (то есть с минимальной среднеквадратической ошибкой) и непрерывно обновляемую оценку положения и вектора скорости цели в условиях, когда цель видна плохо: нечетко, в помехах, или отрывочно с перерывами. Помехи в любом канале наблюдения будут всегда, независимо от типа канала, потому что Вселенная не пустая. В поле зрения помимо цели всегда будет что-то еще, видимое в этом канале. Оптическом, тепловом, радиолокационном, акустическом, сейсмическом, гравиметрическом, любом. Мир виден в любом канале наблюдения, и цель видна в нем влитой в фон всего другого наблюдаемого. Зашумлено, затуманено, засвечено, зацвечено, затенено, размыто, приглушенно: помехи живут везде и бесконечно разнообразны. Кроме того, точные значения координат могут быть «размыты» сильным блеском самой цели: чистый фон, отсутствие наблюдаемого прочего, могут заставить цель выглядеть «ярче». Тогда размытость цели своим большим блеском возместит отсутствие помех чистого фона. И сам «глаз» тоже даст свои помехи, каким бы он ни был конструктивно. И помех станет еще больше в случае его не совсем верной работы." https://naked-science.ru/article/tech/perehvat-za-atmosferoi
            Denis Mikhnevich
            2 недели назад
            -
            0
            +
            Sam, 1. Это ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЙ полет доказывающий теоретические возможности на практике (НИР) - до рабочих решений еще десятилетия! 2. Клетка фарадея и гальваническая развязка (от молний) вполне применимы к камерам - это не радиоизлучатели и не сверхточные датчики, их можно сильно заглубить в корпус и экранировать. 3. Сам факт "слепой посадки" (с использованием камер) - это предельно крайний случай, на момент появления в РФ (и в мире) самолетов без переднего остекления, естественно эта технология кратно шагнет вперед. Конкретно в данном эксперименте отрабатывается сам принцип получения информации (с камер) - видеоряда пригодного для дальнейшей обработки: ИИ, круговой обзор при взлете/посадке/рулении на ВПП и т.д. и при этом воспринимаемой пилотом и достаточной для сложных условий пилотирования.
Николай Цыгикало
2 недели назад
-
2
+
Странно, при чем тут сверхзвуковой полет и самолет Як-40. Как-то эти две сущности не вяжутся) а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище. Полеты под шторкой обязательно входят в программу летной подготовки, еще и оценку по ним ставят. А тут целые видеокамеры наружного обзора. Роскошь, можно сказать. Ну и инфракрасные камеры уж точно надо испытывать при сверхзвуковом обтекании. Опять же, с каким значением числа М? Уже при трешке разогрев обтекающего потока будет изрядным... В качестве шутки: из кабины Як-40 зачастую и так почти ничего не видать, когда остекление завешано всякими картами, предметами и прочим. Когда выполнял полеты в кабине Як-40, иногда удивлялся, как оттуда вообще что-то видно. Вишенкой были ночные полеты с освещением кабины обычной подвесной лампой, болтавшейся на свисающем проводе как самая обычная гаражная переноска. При этом лобовое остекление было залеплено всякой дрянью. На вопрос — как же будем садиться? — летчики только ухмылялись. Могу вечером найти свои снимки из этой кабины, показать как это выглядело. И днем, и ночью :)
    Masyanya Masyanya
    2 недели назад
    -
    1
    +
    Николай, если не сложно, то пожалуйста.
    +
      ещё комментарии
    Стэн Станиславский
    2 недели назад
    -
    0
    +
    Комментарий удален пользователем или модератором...
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Стэн, пожалуй. Только плохой видимостью в авиации называются условия с атмосферными факторами, сокращающими расстояние видимости. Не думаю, что инфракрасные камеры покажут местность сквозь туман или мглу. Сквозь дымку может быть, но там и инфракрасные камеры не нужны. Скорее всего, для ночного режима в условиях хорошей видимости. А при плохой вряд ли помогут. Можно в этом убедиться, просто посмотрев в туман в тепловизионный прицел. В облаках и тепловые ГСН ракет не работают. И инфракрасные фототеодолиты тоже в туман не показывают, как и обычные оптические.
        Стэн Станиславский
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
          Николай Цыгикало
          2 недели назад
          -
          0
          +
          Стэн, разумеется, я не в курсе. Но достаточно наблюдал местность в тепловизионный прицел, и заходил на посадки в кабинах в условиях плохой видимости. Вы в тепловой прицел зимой посмотрите, как видится местность даже в лёгкий снегопад, ну и в туманы до пятисот метров, а потом рассказывайте что увидели. Вот это будет честно и от практики. Разговариваю с вами и делюсь впечатлениями как практик. А фантазии да, дело интересное. Холодная местность смотрится ровно и непонятно, без ориентиров. По вопросам прозрачности атмосферы и наблюдениям через неё отдельная тема, каждый раз отрабатываемая при каждой боевой работе. Оптическое начало с удаления километров 120, атмосфера может быть разной. Там целая система понятий и практики. Могу дать ссылки на более детальные рассказы про это, описания с натуры, при разных типах облаков, ночные, дневные, и тд и тп. Включая уже не оптику, но телеметрию и её работу, и спецтелеметрию, помимо визуальных оптических дел. Есть многое здесь, кстати. Был бы интерес). Атмосфера отдельное сложное и своеобразное царство, его знать надо. Там много всего. И атмосферная влага бывает разной. Это и оптически прозрачный пар, и туман разной плотности или дымка, и снежные осаждения вплоть до метелей. В высотных облаках такого всегда хватает, особенно в верхних частях, а самолёт пойдёт высоко над ними. Через эти массивы вряд ли окна откроются на любой волне, и лежат они на сотни километров. В общем, откуда мне быть в курсе, Стэн. Разумеется, подначиваю.) Не чрезмерно? Всё вышеописанное - практика.
            Стэн Станиславский
            2 недели назад
            -
            0
            +
            Комментарий удален пользователем или модератором...
              Николай Цыгикало
              2 недели назад
              -
              0
              +
              С., понятие "атмосферная влага", повторюсь, выше писал вам, не метеорологическое и не инженерное. Непонятно что вы этим называете. Если водяной пар, то напишите пар. А если это просто любая вода в воздухе, то и туман, и снежный заряд, и облака любых типов это тоже атмосферная влага: вода в атмосфере. И понимай как хочешь. Это наглядный пример вопроса про выхлоп, который у вас оказывается внутри рабочего цикла, и прочую невнятицу. Про "влагу" ничего не могу сказать, ибо это неопределенно что есть.
      Глеб Горбунов
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Стэн, вы, как я посмотрю, всё можете объяснить 😄. Даже за авторов пояснить, что они имели в виду. То есть вам можно рассказывать приятный бред и вы сами всё додумаете
        Стэн Станиславский
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
          Николай Цыгикало
          2 недели назад
          -
          0
          +
          Стэн, я здешних авторов не ругаю. Не приписывайте мне, пожалуйста, чего нет. Это так подали новость люди из этой конторы. А новостник лишь лонес ее сюда, не будучи автором новости. Новостник хороший, подсказываю ошибки, когда бывают, они у всех бывают, сам ошибался не раз; но ругать никогда. Ругать это уже человека, а не информацию. Новостник ругани никак не заслуживает, на мой взгляд, только благодарности.
    Alexander IK
    2 недели назад
    -
    0
    +
    Николай, а причем тут бред который вы написали? Написано же черным по белому ПО ИТОГУ ИСПЫТАНИЙ ПОТВЕРДИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ СВЕРХЗВУКОВОГО ГР. САМОЛЕТА. Где было написано что як летел на сверхзвуке?
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      2 недели назад
      -
      0
      +
      Alexander, почему тогда сразу не гиперзвукового? Или космического Шаттла? Если система облетана на дозвуке, как это может доказать ее годность для сверхзвукового режима? На котором она не провела и секунды? Испытания на Ан-2 или Як-40 не подтверждают годность для сверхзвука. Подтвердить такую годность можно только проверкой этим самым сверхзвуком. Если на нем не облетывалось — какое же тут подтверждение. Вы этого не понимаете? Даже просто после капремонта сверхзвукового самолета каждый экземпляр облетывается летчиком-испытателем перед передачей его в войска, в эксплуатацию. Испытатель пишет свои замечания по облету в паспорт самолета. А в его летной книжке этот полет так и записывается: "облет самолета". Фото ниже мои, снял сейчас для иллюстрации. Так вот облет этот выполняется за четыре полета. Два — на дозвуке, и два полета — на сверхзвуке. Вот только после них, двух сверхзвуковых контрольных полетов, самолет облетан. И вот только тогда данный экземпляр "подтвердил возможность работы" На сверхзвуковом режиме. А не после полетов на дозвуке. На дозвуковых режимах сверхзвуковая техника ничего для сверхзвука не доказывает и не подтверждает. Как не подтверждает н чего и испытания сверхзвуковой ракеты на дозвуке. Даже у водолазов оборудование для глубины 100 м проверяют не в ванне, а на реальной глубине. А оборудование для температуры в 1000 градусов не подтверждают кипятком. Это как испытание парашюта без реального прыжка или сброса. А самолет не испытывают одним рулением по рулежке. Его облетывают, а не ездят на нем по земле. А что, двигатель-то работает... Бред - это подтверждение управления сверхзвуковым самолетом проверкой на совсем другом режиме полета — дозвуке. Это земля и небо. Никогда дозвуковой полет не подтверждал возможности сверхзвукового. Если оборудование не испытано в рабочем режиме — а он сверхзвуковой — то какое же тут подтверждение? Чего — что прошел проверку на дозвуке? Но при чем тут сверхзвук, если на нем не проверяли?
        Стэн Станиславский
        2 недели назад
        -
        0
        +
        Комментарий удален пользователем или модератором...
          Николай Цыгикало
          2 недели назад
          -
          1
          +
          Стэн, разумеется. Но если шасси сверхзвукового самолета и работу его закрылков нудно испытывать на дозвуке, где они и работают, а на сверхзвуке не работают — то оборудование для сверхзвукового полета надо и испытывать на сверхзвуке. Аналогично, гиперзвуковые устройства — на гиперзвуке. Скажу свое частное мнение чисто из личного опыта. Довелось много испытывать специальные летательные аппараты самых разных типов, проходившие атмосферу на меняющихся гиперзвуковых режимах. И написал про это кучу статей с деталями. Но не припомню ни разу, чтобы их оборудование и их специальную начинку признали "подтвержденной" без таких испытаний и гиперзвукового прохода атмосферы. А здесь фигли? Не облетал на сверхзвуке — не говори, что подтвердил. Подтверждает только полет на заявленном режиме. А если до него не дотянули — такая попытка ничего не подтверждает. Железное правило испытателей летающей техники. Поэтому и заявление в заметке режет глаз и вызывает резонный вопрос: а с какого?
            Стэн Станиславский
            2 недели назад
            -
            0
            +
            Комментарий удален пользователем или модератором...
              Николай Цыгикало
              2 недели назад
              -
              0
              +
              С., поскольку параметры "сверхзвукового лайнера" не определены, бессмысленно спорить, ибо непонятно что можно утверждать. Но, например, при полете с М=2,5-3 передние кромки крыльев, киля, стабилизаторов, воздухозаборников и тд. разогреваются градусов ло 300 °С, примерно, ориентировочно. Точно надо посчитать или глянуть в таблицах температуру торможения для этой скорости. И вот камера или датчик, если они в лобовом элементе, будут работать в этой температуре, 300 градусов. Это проверили? Подтвердили? И давление будет несколько атмосфер — не пропустит ли внутрь такой горячий газ камера? Это проверили, подтвердили? А как, чем проверили? А если камера на любом скосе, температура и давление там будут меньше, но тоже могут быть первые атмосферы и сотни градусов. Как для этих условий проверить работу камеры дозвуком? А никак. На дозвуке нет таких сжатий и температур. А они уже "подтвердили" для сверхзвука, даже не опробовав на нем ни разу. Кому как, мне это видится филькиной грамотой. Я работал со сверхзвуком и гиперзвуком достаточно, чтобы задать эти простые резонные вопросы. Когда мы испытывали гиперзвуковое движение изделий и их работу на этом режиме, никому и в голову не пришло бы сказать "подтвердили" без испытательных полетов именно на этом режиме. Не полетел на гиперзвуке — значит, им не испытан. Сверхзвук полностью аналогично; собственно, это близкие части одной большой газодинамики, а на дозвуке газодинамики нет. Только аэродинамика, и она ничего из газодинамики подтвердить не может — принципиально другая область, с принципиально другим, до противоположного, поведением потока и картиной обтекания.
Вчера, 11:02
ФизТех

Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.

Вчера, 12:53
Андрей

Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.

Позавчера, 13:27
ФизТех

Одна из фундаментальных проблем при создании эффективных моделей машинного обучения — определение необходимого и достаточного количества данных для их обучения. Слишком мало данных — модель будет неточной, слишком много — неоправданные затраты времени и ресурсов на сбор и обработку информации. Ученые из МФТИ предложили два новых метода для решения этой задачи, основанных на анализе функции правдоподобия с использованием техники бутстрэпа.

11 мая
Редакция Naked Science

Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.

9 мая
Татьяна

Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.

Позавчера, 09:09
Полина Меньшова

Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно