• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

В России впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления

Специалисты национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40. Машиной управляли из кабины, не имеющей остекления. Пилоты задействовали системы внешнего видения на основе камер разных спектральных диапазонов.

Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС
Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС

По итогу испытаний специалисты подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления с помощью системы внешнего видения (СВВ), состоящей из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона.

Устройства позволили пилотам управлять воздушным судном за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации в условиях «закрытой кабины».

© Правительство России /  ТАСС

Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

23 Комментариев
игорь лешок
4 часа назад
-
0
+
Итог хороший. Дроны теперь будут летать на сверхзвуке. Картинка с камер будет у оператора. А кто то думал зачем в этом Як люди? Если камеры оплошают, то перейти на ручное управление. Осталось пару месяцев, до всех внедрений
Ilya Zavalishin
5 часов назад
-
0
+
А почему сверхзвукового лайнера, а не гиперзвукового? Или лучше - сверхсветового? Все равно ничего из этого не существует. Уж начал бредить- так хоть - бредь с размахом.
Володя. а
12 часов назад
-
0
+
пфф... тоже мне новость... вот ололошка маск, обещал обещать - и что ви таки себе думаете - ни разу ни соврамши, продолжает это делать, на радость несовершенноумным с самыми правильными лицами. а тут - всего-то впервые, всего-то по камерам, всего-то с потенциалом пилотирования на сз... да если бы это был ойфон с муском, об этом уже трындели из всех китайских утюгов (ибо других у меня для вас нет) учись, рашкаваня!
ulogin_facebook_10209253907367034
14 часов назад
-
-1
+
Обычный шлем израильского пилота делал это все еще 15 лет назад еще на F16 ..а сегоднишнии шлемы F35 по 300к баксов за юнит умеют гораздо больше функций
Виктор Ivanov
16 часов назад
-
-1
+
А в чём достижение? Типо не на тренажёре, а на реальном самолёте? Скажите им кто-нибудь что Тесла уже давно ездит используя камеры.
Sam Dowson
1 день назад
-
0
+
"впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления" - "Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. " В каком месте тут сверхзвук? Да и Як-40 на сверхзвуке развалится.
    Николай Цыгикало
    1 день назад
    -
    -1
    +
    Sam, нет.) Он его просто никогда не достигнет со штатными двигателями. И даже в крутом пикировании развалится раньше, чем выйдет на звуковую скорость.
    +
      ещё комментарии
      Sam Dowson
      1 день назад
      -
      0
      +
      Николай, теоретически можно выйти и на "сверхзвук" относительно земли при сильном попутном ветре, как это делают обычные боинги и аэрбасы, попав в поток сильного западного струйного течения над атлантикой. Просто в заметке даже речи ни о каком сверхзвуке нет.
        Николай Цыгикало
        1 день назад
        -
        0
        +
        Sam, я так "выходил" практически, в небе над Японией, где самые быстрые на Земле струйные течения. Выполняли рейс из Нариты в Папеэте, на Большой Таити. (Но мы попадали не в рекордные, конечно). Но это, конечно, не сверхзвуковой режим полета)
          Sam Dowson
          13 часов назад
          -
          1
          +
          Николай, мне вот другое интересно. А если разряд бахнет в самолёт? В прошлый раз у суперджета автопилот отвалился, посадили вручную кое как закозлив. А если в момент разряда будут камеры без остекления? Изображение с них точно поплывёт и вручную уже не посадишь - остекления-то нет. Чисто по приборам? В советские времена помню пилот Ту-134 кичился, что посадит на полосу по приборам, задвинув все шторки - промахнулся на 69 душ... Так там аналоговые были, цифровые к разряду гораздо чувствительнее.
            Николай Цыгикало
            11 часов назад
            -
            0
            +
            S., если всерьез, то есть целые подходы к управлению полетом в условиях неработающих или неправильно работающих датчиков. Это же и условия работы с помехой — она забивает сигнал, или прерыаает его в разных видах. Ситуация с ослеплением камер разрядом тут довольно обычная задача. Рассказывал об этом тут, глава "Фильтр Калмана: математика для полетов «Аполлонов» "... система дифференциальных уравнений для расчета апостериорной (значит по фактическим наблюдениям) плотности вероятности и набора значений математических ожиданий. В итоге её работы можно получать оптимальную (то есть с минимальной среднеквадратической ошибкой) и непрерывно обновляемую оценку положения и вектора скорости цели в условиях, когда цель видна плохо: нечетко, в помехах, или отрывочно с перерывами. Помехи в любом канале наблюдения будут всегда, независимо от типа канала, потому что Вселенная не пустая. В поле зрения помимо цели всегда будет что-то еще, видимое в этом канале. Оптическом, тепловом, радиолокационном, акустическом, сейсмическом, гравиметрическом, любом. Мир виден в любом канале наблюдения, и цель видна в нем влитой в фон всего другого наблюдаемого. Зашумлено, затуманено, засвечено, зацвечено, затенено, размыто, приглушенно: помехи живут везде и бесконечно разнообразны. Кроме того, точные значения координат могут быть «размыты» сильным блеском самой цели: чистый фон, отсутствие наблюдаемого прочего, могут заставить цель выглядеть «ярче». Тогда размытость цели своим большим блеском возместит отсутствие помех чистого фона. И сам «глаз» тоже даст свои помехи, каким бы он ни был конструктивно. И помех станет еще больше в случае его не совсем верной работы." https://naked-science.ru/article/tech/perehvat-za-atmosferoi
            Стэн Станиславский
            5 часов назад
            -
            0
            +
            Sam, в авиации, как и в космосе, есть такая штука - дублирование и еще раз дублирование. Сделают несколько камер с раздельным (гальванически развязанным) питанием и подачей сигнала, разных типов даже, возможно. Я давно уже жду, когда самолет таки обвешают камерами вместо этих их примитивных датчиков. Можно прямо визуально видеть и состояние рулей, и шасси, и движка и много чего нужного. Тогда и можно будет сразу спалить всяких идиотов- левых пассажиров в отсеках с шасси. Ибо это было недавно в Афгане во время бегства оттуда армии США и регулярно случается в Африке на пассажирских рейсах. Ладно, если идиот просто там кончится. А вот если из-за кусков его тушки шасси не смогут убраться или выпуститься - это уже похуже, гораздо похуже ситуация.
Николай Цыгикало
1 день назад
-
1
+
Странно, при чем тут сверхзвуковой полет и самолет Як-40. Как-то эти две сущности не вяжутся) а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище. Полеты под шторкой обязательно входят в программу летной подготовки, еще и оценку по ним ставят. А тут целые видеокамеры наружного обзора. Роскошь, можно сказать. Ну и инфракрасные камеры уж точно надо испытывать при сверхзвуковом обтекании. Опять же, с каким значением числа М? Уже при трешке разогрев обтекающего потока будет изрядным... В качестве шутки: из кабины Як-40 зачастую и так почти ничего не видать, когда остекление завешано всякими картами, предметами и прочим. Когда выполнял полеты в кабине Як-40, иногда удивлялся, как оттуда вообще что-то видно. Вишенкой были ночные полеты с освещением кабины обычной подвесной лампой, болтавшейся на свисающем проводе как самая обычная гаражная переноска. При этом лобовое остекление было залеплено всякой дрянью. На вопрос — как же будем садиться? — летчики только ухмылялись. Могу вечером найти свои снимки из этой кабины, показать как это выглядело. И днем, и ночью :)
    Masyanya Masyanya
    1 день назад
    -
    1
    +
    Николай, если не сложно, то пожалуйста.
    +
      ещё комментарии
    Стэн Станиславский
    24 часа назад
    -
    0
    +
    "... а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище..." Николай, серьезно? И прям взлет по приборам отрабатывают еще в училище? И даже посадку? Что касается ИК-камеры, совершенно очевидно, что она может быть нужна только при ночной посадке, а точнее при ночной посадке при плохой видимости, хотя и днем при плохой видимости тоже может пригодиться, то есть при полете на низких скоростях, заведомо ниже скорости звука. Совершенно очевидно, при сверхзвуке по ИК-камерам никто летать не собирается - в этом просто нет смысла. Замечание про то, что ЯК-40 не может летать при сверзвуке, справедливо, но ведь здесь в ролике, что совершенно очевидно, отрабатывались самые сложные операции при полете без визуального контакта, по камерам - то есть взлет и посадка, при скоростях заведомо ниже сверхзвука. То есть не важно, по крайней мере на этом этапе испытаний, какую скорость может развить самолет-лаборатория уже на высоте, на эшелоне. Полет на самом сверзвуке в данном контексте не представляет какой-либо сложности, там реально можно лететь по приборам даже без камер, чисто по GPS идти.
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      17 часов назад
      -
      0
      +
      Стэн, пожалуй. Только плохой видимостью в авиации называются условия с атмосферными факторами, сокращающими расстояние видимости. Не думаю, что инфракрасные камеры покажут местность сквозь туман или мглу. Сквозь дымку может быть, но там и инфракрасные камеры не нужны. Скорее всего, для ночного режима в условиях хорошей видимости. А при плохой вряд ли помогут. Можно в этом убедиться, просто посмотрев в туман в тепловизионный прицел. В облаках и тепловые ГСН ракет не работают. И инфракрасные фототеодолиты тоже в туман не показывают, как и обычные оптические.
        Стэн Станиславский
        5 часов назад
        -
        0
        +
        Николай, вы просто не в курсе. В диапазоне 1064 нм в ИК у атмосферной влаги есть окно прозрачности. Даже при многослойной облачности при условии хорошей камеры вполне можно рассмотреть и очертания города ночью за счет теплового излучения, и сушу от моря отличить.
          Николай Цыгикало
          3 часа назад
          -
          0
          +
          Стэн, разумеется, я не в курсе. Но достаточно наблюдал местность в тепловизионный прицел, и заходил на посадки в кабинах в условиях плохой видимости. Вы в тепловой прицел зимой посмотрите, как видится местность даже в лёгкий снегопад, ну и в туманы до пятисот метров, а потом рассказывайте что увидели. Вот это будет честно и от практики. Разговариваю с вами и делюсь впечатлениями как практик. А фантазии да, дело интересное. Холодная местность смотрится ровно и непонятно, без ориентиров. По вопросам прозрачности атмосферы и наблюдениям через неё отдельная тема, каждый раз отрабатываемая при каждой боевой работе. Оптическое начало с удаления километров 120, атмосфера может быть разной. Там целая система понятий и практики. Могу дать ссылки на более детальные рассказы про это, описания с натуры, при разных типах облаков, ночные, дневные, и тд и тп. Включая уже не оптику, но телеметрию и её работу, и спецтелеметрию, помимо визуальных оптических дел. Есть многое здесь, кстати. Был бы интерес). Атмосфера отдельное сложное и своеобразное царство, его знать надо. Там много всего. И атмосферная влага бывает разной. Это и оптически прозрачный пар, и туман разной плотности или дымка, и снежные осаждения вплоть до метелей. В высотных облаках такого всегда хватает, особенно в верхних частях, а самолёт пойдёт высоко над ними. Через эти массивы вряд ли окна откроются на любой волне, и лежат они на сотни километров. В общем, откуда мне быть в курсе, Стэн. Разумеется, подначиваю.) Не чрезмерно? Всё вышеописанное - практика.
      Глеб Горбунов
      2 часа назад
      -
      1
      +
      Стэн, вы, как я посмотрю, всё можете объяснить 😄. Даже за авторов пояснить, что они имели в виду. То есть вам можно рассказывать приятный бред и вы сами всё додумаете
Сегодня, 10:15
Игорь Байдов

Долгое время палеонтологи считали, что древние крупные наземные хищники никогда не населяли острова Карибского моря. По крайней мере, после исчезновения динозавров. Эта картина казалась логичной: изолированность от материка не позволяла таким хищникам туда перебраться. Но острые зубы, по форме характерные для крупных плотоядных, которые ученые находили в скалах и пещерах, заставили усомниться в этой гипотезе.

10 часов назад
Дарья Г.

Нередко «родственные» звезды продолжают двигаться по Галактике группой. В новом исследовании ученые обнаружили звездную «семью», которая не похожа ни на одну из известных. Тысячи молодых светил из одной области звездообразования сейчас разлетаются во всех направлениях.

9 часов назад
Юлия Трепалина

Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта привело к значительным изменениям в индустрии контента для взрослых. На специализированных сайтах, предлагающих возможность ИИ-генерации порно, пользователи теперь могут сами создавать сексуально откровенные материалы на собственный вкус. Рассмотрев более 30 подобных ресурсов, группа ученых из Канады и США предупредила, что новые цифровые технологии вместе с преимуществами несут и дополнительные риски, которые пока недостаточно контролируются.

27 апреля
Редакция Naked Science

Квентин Маркос (Quentin Marcos) — концепт-художник и цифровой иллюстратор из Парижа, специализирующийся на создании научно-фантастических миров. Его работы переносят зрителя в далёкие планеты, футуристические города и альтернативные реальности, наполненные захватывающими сюжетами и атмосферной детализацией.

Позавчера, 14:14
Юлия Трепалина

Прошлые научные работы показали, что высокие люди чаще зарабатывают больше. Исследователи из США решили проверить, не закладывается ли основа для этого преимущества еще в школе. Чтобы разобраться в вопросе, специалисты проанализировали данные около полумиллиона нью-йоркских школьников.

Позавчера, 12:00
Игорь Байдов

В космической области, которую десятилетиями считали «‎пустой», астрофизики обнаружили гигантское молекулярное облако. Масса структуры в тысячи раз превышает солнечную. Облако открыли благодаря свечению молекулярного водорода в дальнем ультрафиолетовом диапазоне. Этот метод еще никогда не применяли для поиска подобных объектов.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно