• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

В России впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления

Специалисты национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40. Машиной управляли из кабины, не имеющей остекления. Пилоты задействовали системы внешнего видения на основе камер разных спектральных диапазонов.

Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС
Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС

По итогу испытаний специалисты подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления с помощью системы внешнего видения (СВВ), состоящей из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона.

Устройства позволили пилотам управлять воздушным судном за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации в условиях «закрытой кабины».

© Правительство России /  ТАСС

Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

15 Комментариев
Володя. а
42 минуты назад
-
0
+
пфф... тоже мне новость... вот ололошка маск, обещал обещать - и что ви таки себе думаете - ни разу ни соврамши, продолжает это делать, на радость несовершенноумным с самыми правильными лицами. а тут - всего-то впервые, всего-то по камерам, всего-то с потенциалом пилотирования на сз... да если бы это был ойфон с муском, об этом уже трындели из всех китайских утюгов (ибо других у меня для вас нет) учись, рашкаваня!
ulogin_facebook_10209253907367034
3 часа назад
-
-1
+
Обычный шлем израильского пилота делал это все еще 15 лет назад еще на F16 ..а сегоднишнии шлемы F35 по 300к баксов за юнит умеют гораздо больше функций
Виктор Ivanov
5 часов назад
-
-1
+
А в чём достижение? Типо не на тренажёре, а на реальном самолёте? Скажите им кто-нибудь что Тесла уже давно ездит используя камеры.
Sam Dowson
22 часа назад
-
0
+
"впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления" - "Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. " В каком месте тут сверхзвук? Да и Як-40 на сверхзвуке развалится.
    Николай Цыгикало
    22 часа назад
    -
    -1
    +
    Sam, нет.) Он его просто никогда не достигнет со штатными двигателями. И даже в крутом пикировании развалится раньше, чем выйдет на звуковую скорость.
    +
      ещё комментарии
      Sam Dowson
      19 часов назад
      -
      0
      +
      Николай, теоретически можно выйти и на "сверхзвук" относительно земли при сильном попутном ветре, как это делают обычные боинги и аэрбасы, попав в поток сильного западного струйного течения над атлантикой. Просто в заметке даже речи ни о каком сверхзвуке нет.
        Николай Цыгикало
        18 часов назад
        -
        0
        +
        Sam, я так "выходил" практически, в небе над Японией, где самые быстрые на Земле струйные течения. Выполняли рейс из Нариты в Папеэте, на Большой Таити. (Но мы попадали не в рекордные, конечно). Но это, конечно, не сверхзвуковой режим полета)
          Sam Dowson
          1 час назад
          -
          0
          +
          Николай, мне вот другое интересно. А если разряд бахнет в самолёт? В прошлый раз у суперджета автопилот отвалился, посадили вручную кое как закозлив. А если в момент разряда будут камеры без остекления? Изображение с них точно поплывёт и вручную уже не посадишь - остекления-то нет. Чисто по приборам? В советские времена помню пилот Ту-134 кичился, что посадит на полосу по приборам, задвинув все шторки - промахнулся на 69 душ... Так там аналоговые были, цифровые к разряду гораздо чувствительнее.
            Николай Цыгикало
            21 минута назад
            -
            0
            +
            S., если всерьез, то есть целые подходы к управлению полетом в условиях неработающих или неправильно работающих датчиков. Это же и условия работы с помехой — она забивает сигнал, или прерыаает его в разных видах. Ситуация с ослеплением камер разрядом тут довольно обычная задача. Рассказывал об этом тут, глава "Фильтр Калмана: математика для полетов «Аполлонов» "... система дифференциальных уравнений для расчета апостериорной (значит по фактическим наблюдениям) плотности вероятности и набора значений математических ожиданий. В итоге её работы можно получать оптимальную (то есть с минимальной среднеквадратической ошибкой) и непрерывно обновляемую оценку положения и вектора скорости цели в условиях, когда цель видна плохо: нечетко, в помехах, или отрывочно с перерывами. Помехи в любом канале наблюдения будут всегда, независимо от типа канала, потому что Вселенная не пустая. В поле зрения помимо цели всегда будет что-то еще, видимое в этом канале. Оптическом, тепловом, радиолокационном, акустическом, сейсмическом, гравиметрическом, любом. Мир виден в любом канале наблюдения, и цель видна в нем влитой в фон всего другого наблюдаемого. Зашумлено, затуманено, засвечено, зацвечено, затенено, размыто, приглушенно: помехи живут везде и бесконечно разнообразны. Кроме того, точные значения координат могут быть «размыты» сильным блеском самой цели: чистый фон, отсутствие наблюдаемого прочего, могут заставить цель выглядеть «ярче». Тогда размытость цели своим большим блеском возместит отсутствие помех чистого фона. И сам «глаз» тоже даст свои помехи, каким бы он ни был конструктивно. И помех станет еще больше в случае его не совсем верной работы." https://naked-science.ru/article/tech/perehvat-za-atmosferoi
Николай Цыгикало
22 часа назад
-
1
+
Странно, при чем тут сверхзвуковой полет и самолет Як-40. Как-то эти две сущности не вяжутся) а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище. Полеты под шторкой обязательно входят в программу летной подготовки, еще и оценку по ним ставят. А тут целые видеокамеры наружного обзора. Роскошь, можно сказать. Ну и инфракрасные камеры уж точно надо испытывать при сверхзвуковом обтекании. Опять же, с каким значением числа М? Уже при трешке разогрев обтекающего потока будет изрядным... В качестве шутки: из кабины Як-40 зачастую и так почти ничего не видать, когда остекление завешано всякими картами, предметами и прочим. Когда выполнял полеты в кабине Як-40, иногда удивлялся, как оттуда вообще что-то видно. Вишенкой были ночные полеты с освещением кабины обычной подвесной лампой, болтавшейся на свисающем проводе как самая обычная гаражная переноска. При этом лобовое остекление было залеплено всякой дрянью. На вопрос — как же будем садиться? — летчики только ухмылялись. Могу вечером найти свои снимки из этой кабины, показать как это выглядело. И днем, и ночью :)
    Masyanya Masyanya
    14 часов назад
    -
    1
    +
    Николай, если не сложно, то пожалуйста.
    +
      ещё комментарии
    Стэн Станиславский
    12 часов назад
    -
    1
    +
    "... а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище..." Николай, серьезно? И прям взлет по приборам отрабатывают еще в училище? И даже посадку? Что касается ИК-камеры, совершенно очевидно, что она может быть нужна только при ночной посадке, а точнее при ночной посадке при плохой видимости, хотя и днем при плохой видимости тоже может пригодиться, то есть при полете на низких скоростях, заведомо ниже скорости звука. Совершенно очевидно, при сверхзвуке по ИК-камерам никто летать не собирается - в этом просто нет смысла. Замечание про то, что ЯК-40 не может летать при сверзвуке, справедливо, но ведь здесь в ролике, что совершенно очевидно, отрабатывались самые сложные операции при полете без визуального контакта, по камерам - то есть взлет и посадка, при скоростях заведомо ниже сверхзвука. То есть не важно, по крайней мере на этом этапе испытаний, какую скорость может развить самолет-лаборатория уже на высоте, на эшелоне. Полет на самом сверзвуке в данном контексте не представляет какой-либо сложности, там реально можно лететь по приборам даже без камер, чисто по GPS идти.
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      5 часов назад
      -
      0
      +
      Стэн, пожалуй. Только плохой видимостью в авиации называются условия с атмосферными факторами, сокращающими расстояние видимости. Не думаю, что инфракрасные камеры покажут местность сквозь туман или мглу. Сквозь дымку может быть, но там и инфракрасные камеры не нужны. Скорее всего, для ночного режима в условиях хорошей видимости. А при плохой вряд ли помогут. Можно в этом убедиться, просто посмотрев в туман в тепловизионный прицел. В облаках и тепловые ГСН ракет не работают. И инфракрасные фототеодолиты тоже в туман не показывают, как и обычные оптические.
Предстоящие мероприятия
Вчера, 11:00
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые применил в одном эксперименте два метода — магнитоэнцефалографию и морфометрический анализ — для изучения детей с расстройствами аутического спектра. Оказалось, что мозг детей с аутизмом хуже справляется с фильтрацией и пониманием звуков, особенно в той части, которая обычно отвечает за речь.

Вчера, 17:36
Мария Азарова

Исследователи из Италии и США вдохновились историей Эммы Марии Мацценги, которая в 90 лет преодолела дистанцию в 200 метров за 51,47 секунды и побила мировой рекорд в своей категории. Целью медиков было узнать, за счет чего стал возможен такой результат.

Вчера, 20:34
Редакция Naked Science

Владимир Донченко (Volodymyr Donchenko) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Пекине. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с высокотехнологичными визуальными образами, создавая футуристические города, космические станции и машины будущего. Его работы впечатляют масштабом и вниманием к деталям.

27 апреля
Редакция Naked Science

Квентин Маркос (Quentin Marcos) — концепт-художник и цифровой иллюстратор из Парижа, специализирующийся на создании научно-фантастических миров. Его работы переносят зрителя в далёкие планеты, футуристические города и альтернативные реальности, наполненные захватывающими сюжетами и атмосферной детализацией.

Позавчера, 14:14
Юлия Трепалина

Прошлые научные работы показали, что высокие люди чаще зарабатывают больше. Исследователи из США решили проверить, не закладывается ли основа для этого преимущества еще в школе. Чтобы разобраться в вопросе, специалисты проанализировали данные около полумиллиона нью-йоркских школьников.

Позавчера, 12:00
Игорь Байдов

В космической области, которую десятилетиями считали «‎пустой», астрофизики обнаружили гигантское молекулярное облако. Масса структуры в тысячи раз превышает солнечную. Облако открыли благодаря свечению молекулярного водорода в дальнем ультрафиолетовом диапазоне. Этот метод еще никогда не применяли для поиска подобных объектов.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно